|
...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Посвящается Александру(Сандро) Джорджадзе
…Самогон гнати вже можна! Год спустя…
Затем за Никитой Сергеевичем Хрущевым залетели друзья, и они улетели на дружественный завтрак в высших сферах…
Я помахал им вслед рукой и сел за компьютер, чтобы записать все то что вы сейчас прочитали…
Декабрь 2009 года гор.Хмельницкий
Откровенно говоря, совсем не думал возвращаться к Никите Сергеевичу Хрущеву. Но…как-то в очередной раз смотрел “Кавказскую пленницу» …
Помните фразу «…шляпу сними…». Вы обратили внимание на то, как артист Владимир Этуш носит шляпу?
Ну, прямо документальные кадры из фильма «Наш дорогой Никита Сергеевич»
А тут еще в Интернете нашел заметку о визите Хрущева в Америку…
Докер Аэриан бережно держит в своих руках неожиданный подарок — шляпу главы Советского правительства. Он еще не знает, что этот подарок принесет ему много переживаний — и радостных и тревожных. Начнется с того, что любители сенсационных сувениров попытаются выкрасть ее у него. Потом ему предложат деньги — сначала пятьсот долларов, затем тысячу. Но докер найдет нужные слова для ответа этим дельцам: он откажет им — такие подарки не продаются!
А когда к нему пристанут с ножом к горлу, он даст интервью, и газета «Нью-Йорк таймс» опубликует 12 октября следующее колоритное сообщение: «Портовый грузчик Дэвид Аэриан, поменявшийся головными уборами с Премьером Хрущевым во время недавнего визита сюда советского лидера, находится сегодня в затруднении. «Многие люди, которым я должен деньги, удивляются, почему я не продам шляпу», — сказал он. Г-н Аэриан заявил также, что ему предложили 500 долларов за эту светло-серую шляпу и что многие торговцы делали заманчивые предложения взять напрокат эту шляпу, чтобы выставить ее в витрине.
«Это символ, — сказал г-н Аэриан. — Я не могу рассматривать это с коммерческой точки зрения, особенно потому, что он (г-н Хрущев) заявил, что он сохранит мою кепку, как дорогую память». Г-н Аэриан сказал, что, если не будет иного выхода, он может продать эту шляпу на аукционе, чтобы помочь слепому другу, обучающемуся в школе. «Мне очень не хотелось бы делать это, — сказал Аэриан. — Каково это будет для Соединенных Штатов, если мне придется продать шляпу г-на Хрущева, чтобы помочь слепому учиться в школе»…»
Но все это впереди, а сейчас Аэриан вместе со своими друзьями стоит у дверей штаб-квартиры своего независимого профсоюза, вновь и вновь рассказывая о том, как глава Советского правительства принял от него с благодарностью простую кепку докера и обещал передать привет советским рабочим.
…и захотелось мне написать рассказ, о том как Никита Сергеевич в далеком 1959 году в городе Львове подарил маленькому мальчику свою шляпу. Ну, могло же быть такое событие. Даже продумал обоснование подарка…
Но Никита Сергеевич был во Львове в декабре 1959 года и естественно на фотографии отлично видно в чем он был одет..
…какая может быть шляпа в декабре месяце? И рассказ не получился. Но материалы уже были собраны, фотографии тоже. Получилось что-то другое…
Истории шляп богата на события. С давних времен головной убор наделяли магическими свойствами и принимали за своего рода «двойника» головы. Шляпа является не просто элементом костюма, но и своеобразным культурным и художественным феноменом.
На протяжении многих эпох шляпа играла важную роль в определении статуса человека, его положения в обществе.
Выбор головного убора, степень его экстравагантности говорили об оригинальности вкуса, смелости и неординарности человека, который ее носит, о его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или же, наоборот, — к низшим, беднейшим сословиям. Наиболее ярко подобную зависимость можно проследить в Европе, особенно в Англии. Там шляпкам придают очень большое значение — дамы проводят часы в салонах модисток, а оригинальность шляпки, надетой для присутствия на скачках, заменяет владелице визитную карточку.
Другое дело — значение шляпы для бедных классов: обладателя головного убора волнует лишь его удобство и функциональность, чтобы не продувало уши. В этих кругах шляпы служили своему хозяину защитницей и другом, а порой и заменяла зонтик. Обновлялись они редко, поскольку стоили немалых денег.
Шляпа вписала себя в историю самой великой психологической теории. А почему нет? Этот скромный вроде бы предмет, как никакой другой среди тех, что нас окружают, приближен к тому, что делает нас человеком. К разуму, к положению в обществе, к писаным и неписаным законам общения.
Раз шляпой накрывают голову, она означает мысль. Не зря бабушки любят нудить: "Без головы не ходи", а ведь всего-то шапку имеют в виду! Поменял шляпу -- и образ мыслей поменял. С другой стороны, "шляпа" -- это то же самое, что дурачок-неудачник. Пустая ведь.
Приподнимаешь шляпу, приветствуя кого-нибудь, -- признаешь его социальное превосходство или хотя бы делаешь вид, что это так.
Этот кто-нибудь приподнял в ответ шляпу -- мы, важные персоны, уважаем друг друга. "Если вы хотите преуспеть -- наденьте шляпу", говорит старая английская поговорка, и ее до сих пор никто не отменил.
В общем, "А еще в шляпе!", потому что...
"Я не просто так, а президент или управляющий!"
"Я не могу ее не носить, потому что я в форме".
"Потому что солнце слишком печет!"
"Потому что волосы сильно пачкаются".
"Потому что надо защитить голову от удара".
"Без шляпы я очень маленького роста".
"Все без шляп, а я выделяюсь из толпы".
"В шляпе я совсем иначе выгляжу".
"Так не видно лысины".
У каждого уважающего себя председателя колхоза, инженера, преподавателя ВУЗа была шляпа. Не говоря уже о членах политбюро. Не говоря. Это еще у них повелось со времен Хрущева. Почти на всех фотографиях Никита Сергеевич в такой шляпе.
А вот у Ленина шляпы не было (как будто). Нет такой фотографии, где бы Ленин был в шляпе. Кепка – это, да. И ни одного «старого большевика» не могу припомнить в шляпе. Картузы, кепки, папахи – были, а шляп – не было. Наверное, большевистский имиджмейкер им посоветовал шляпы не носить. Они ведь, как бы, вожди пролетариата, и где-то, как-то должны были бы быть с этим пролетариатом «плоть от плоти». Ну, хотя бы в плане одежды и головных уборов. А шляпы, до революции носили всякие паршивые интеллегенты, вроде профессоров, юристов и прочей мелкобуржуазной сволочи
И Сталина не могу представить в шляпе. Ну, с военным френчем и штанами с лампасами (Сталин ввел эту униформу диктаторов в моду на все времена), шляпа как-то действительно не сочетается. Тут, очевидный выбор – фуражка. Хотя соратники Сталина (пришедшие на смену «старым большевикам») шляпы носили с удовольствием. Сразу на память приходит Берия и Молотов
После войны пошли по части головных уборов произошли перемены. И я сказал бы — социально значимые. По головным уборам стали различимы социальные слои, чего в тридцатые абсолютно не было (все выглядели, как все). В СССР «вторглись» шляпы. Буржуазный убор. Да как вторглись! Широчайше!
Почему — понятия не имею. Но уже к началу пятидесятых почти все мужское население страны ходило в шляпах. Кстати, со шляпой связана забавная устная история, отчего к концу сталинских дней впал в немилость Молотов. Толковали так (уже после смерти вождя): подошел-де как-то к окну кремлевского кабинета вождь, выглянул, а на улице море шляп. «Это что, они Молотову подражают? За ним пошли?» И врезал своему Вячеславу Михайловичу со страшной силой...
И форма у такой советской шляпы была особенная. В старых американских фильмах в похожих шляпах (а ля Индиана Джонс) всегда ходили гангстеры. Но те американские шляпы, как мне кажется, были немного другой формы или фасона. Они выглядели как-то иначе, более агрессивно, что ли, возможно, за счет несколько удлиненной формы и резких углов фюзеляжа. А наша советская шляпа была вся такая округлая и совершенно мирная. Добро всегда выбирает для своего материального выражения формы мягкие и округлые, в отличии от зла
А низший социальный слой советского общества, всякие там рабочие-и-колхозницы (в современной терминологии - быдло) шляпы не любили и почти никогда не носили. Существовала еще презрительная фраза "...а еще шляпу надел!". Ею любили ругаться в общественном транспорте. В переводе на русский она означала примерно следующее: "А ты, куда мразь интелегентская в наш трамвай (троллейбус) прешься?!"
И все-таки в начале пятидесятых шляпы взяли верх. Нет, кепки по-прежнему носились: и кавказские «аэродромы», и «мохнатки», и шедевры из букле, и «шотландки», и уркаганские «кепарики-малокозырочки» (два пальца лоб — два пальца челка). Для советских партийных делегаций, отправляющихся за рубеж, шили ярко-синие драповые кепки.
Революцию произвел Никита Хрущев — он стал носить шляпу. После этого советским туристам, выезжающим за границу, стали выдавать зеленые велюровые шляпы. Как вспоминает писатель Даниил Гранин, участвовавший в первом советском круизе вокруг Европы, туристы стеснялись их носить и надевали только по необходимости.
Но сам Хрущев сохранял приверженность шляпе. В 1959 г. в одном закарпатском селе, поймав удивленные взгляды колхозников на своей большой соломенной шляпе, он им попросту объяснил: «Шляпу мне приказал носить мой врач, чтобы солнце не пекло лысину». Так Никита Сергеевич стал законодателем мужской моды.
По словам Людмилы Гурченко, ее отец осуществил свою мечту — носить «шляпу у сеточку, як у Хрущева». Ну, а к середине 60-х на дорожных знаках «Осторожно, пешеход!» пешеход, до этого нарисованный в кепке, стал красоваться в шляпе. Так он и проходил более 10 лет, пока в 1978 г. его вовсе не лишили головного убора. «Шляпный период» закончился…
Никита Сергеевич Хрущев на пенсии…
…в музее восковых фигур.
Шляпа Никиты Сергеевича из Московского музея…
…Не шляпа красит человека, а человек шляпу…
Вернуться в раздел Леонид Западенко
|
|
|
|
|