Дорогие Друзья. Написать и вспомнить этого человека хотел очень давно. Но как обычно бывает, руки не доходили. Что бы я делал, если бы не помощь доброго и неравнодушного человека, который прислал ссылку на интервью, которое давал этот Великий Артист. Да, это снова Леонид Западенко. За что ему огромное Спасибо.
Писать очень много о Баадуре Цуладзе не могу. Надо просто смотреть на него. Да, он разный. Но если не кривить душой, то запомнился он нам всем, не по большим ролям, которые у него есть. Нет. Улыбку и радость вызывало каждое его появление именно в маленьких ролях.
Талант. Больше добавить нечего. Просто смотрите, читайте и улыбайтесь. Ведь этот человек на протяжении большого промежутка времени дарил нам всем – Улыбку. За что ему - Большое Спасибо.
Вы можете не вспомнить, кто такой Баадур Цуладзе, по имени, но, увидев его лицо, сразу же все поймете. У народного артиста СССР, знаменитого грузинского актера было мало больших ролей, но из каждого сыгранного им эпизода он делал конфетку.
Потому он и запомнился зрителям …
- В советские времена грузинский кинематограф стоял особняком. Вспоминаю ваши тонкие, романтичные, чуть грустные комедии и удивляюсь: почему в большинстве своем они были короткометражными?
-Когда мы с ребятами после окончания режиссерского факультета ВГИКа приехали на Тбилисскую киностудию, снимать полнометражные фильмы было прерогативой убеленных сединами мэтров.
На нас они глядели снисходительно: «А кто вы такие, собственно, и почему решили, что вправе заниматься настоящим кинематографом? Хотите работать — беритесь за короткометражки».
-Но именно эти малюсенькие фильмы в Союзе все обожали.
-Что интересно, на волне нашего успеха заслуженные и народные сами начали снимать такие же картины. Хотя изначально считали, что короткометражку, независимо от того, провалится она или нет, ни руководство, ни зритель не заметит.
-Вы снялись в одной из первых картин Георгия Данелии «Не горюй!». Почему земляк не приглашал вас в последующие свои работы?
-Он-то приглашал, но я был очень востребованным актером и не всегда мог принять предложение. Когда Данелия был худруком фильма «Джентльмены удачи», я пробовался на роль Василия Алибабаевича.
К сожалению, мама сильно заболела. В тот день, когда получил телеграмму об утверждении меня на роль беглого зека, она скончалась. Поэтому в фильме вместо меня снялся Раднэр Муратов.
-Это счастье или все-таки беда?
-Мне кажется — большая удача. И если меня позовут на микроскопическую роль без единого слова, соглашусь. И если актер рассчитывает сыграть кое-как ролишку-карлика (мол, после раскроюсь), он расписывается в профнепригодности.
-Так вы лишены творческих амбиций?
-Наоборот, они у меня огромны, даже завышены. В жизни не опущусь до халтуры и очень люблю похвалу. Давно выработал свою творческую систему. К примеру, в кадре в одну и ту же дверь можно зайти по-разному.
Кто-то торопится на встречу с любимой, кого-то ожидает неприятный разговор с начальником. Третий рассеян и забыл поздороваться, четвертый заглянул из любопытства. Своих студентов я обучаю проигрывать в голове любую, самую примитивную ситуацию.
-Бывало такое, что у вас самого не шла роль, Баадура Цуладзе выгоняли с площадки, мучили, передавали сценарий другому?
-Никогда. Терпеть не могу, когда беседуешь в перерыве с актером, а он начинает ныть: «Сцена — ерундовая, режиссер — дебил, роль — никудышная, деньги — копейки». В таких случаях всегда парирую: «Если все так плохо, зачем ты сюда пришел? Уходи».
Правда, у актеров кино в отличие от актеров театра, работа в постоянном цейтноте. Мы обязаны помнить, быстрее компьютера прокручивать в голове все варианты. И никто с тобой церемониться не будет — тут же найдут другого исполнителя. Это в советские времена можно было сделать приписку, переснять. Сейчас над головой стоит продюсер...
-Это правда, что вы — убежденный холостяк?
-Скорее, буриданов осел, у которого с обеих сторон по стогу сена, а он все не знал, с какого стога начать. Так с голоду и помер. (Хохочет). Женат я никогда не был. Постоянно откладывал это событие на потом.
-Не тяжело жить одному?
-Мы живем вдвоем с сестрой. Так как мама рано умерла, а отец сильно болел, сестра была вынуждена отказаться от личной жизни и тянуть на себе двух мужиков. Замужем сестра тоже ни разу не была, детей нет ни у нее, ни у меня. Но она боевая дама. Хоть и пенсионерка, исколесила Европу вдоль и поперек. Теперь ее тянет в такие серьезные страны, как Камбоджа.
-Уверена: вы — большой любитель грузинских застолий и гостеприимный хозяин.
-В моем возрасте проблема уже не прием, а провожание друзей навсегда. Раньше на Новый год мы с сестрой накрывали большой стол и ждали многочисленных гостей, которые являлись партиями вплоть до рассвета. Мы даже внимания не обращали, кто приходит, когда и с кем.
Друзья знали, где и что у нас находится. Один захотел кушать — отправился к холодильнику, другой в это же время сестре кричит, чтобы чай заварила. Третий включил телевизор. Сегодня звонить, приходить в гости практически некому.
-Вы упомянули о застольях. Почему грузины в отличие от славян пьют, не пьянея?
-В первую очередь оттого, что потребляют хорошее вино и понемногу. А еще потому, что основная цель застолья - беседа. Обычно мы сидим до утра, разговор сменяется песней. И все хорошо себя чувствуют. А если кто-то напился, то какой из него джигит? Ни поговорить, ни спеть...
Хотя помню, как в молодости без копейки денег мы компанией частенько зайцами приезжали на поезде в Киев. Прятались от проводников по туалетам, тамбурам. В Украине нас ждала веселая компания — Николай Мащенко, Сергей Параджанов.
Как-то крепко мы напились и в боевом состоянии отправились в Лавру, в пещеры. Не скрою, мощи на нас произвели особо устрашающее впечатление. Пулей выскочили, видим вывеску - «Шкарпетки. Панчохи». Обрадовались - спасу нет. «Ну, - думаем, - сейчас отведаем украинской кухни: дерунов, горяченьких вареников со шкварками, все это дело закрепим горилочкой». Заходим - вах! — на прилавке чулки да носки. (Хохочет).
- О ком-то из режиссеров скучаете?
-Всегда думал, что не работал в кино, а путешествовал, знакомился с людьми, это было самым ценным. Потому скучаю обо всех, с кем общался. Я до сих пор считаю себя в кино случайным человеком, и меня нередко поражает, что вот тут стою в кадре рядом с Серго Закариадзе, или Лешей Баталовым, или Зямой Гердтом.
Как это, думаю, я, провинциал, который по вечерам работал киномехаником и крутил трофейные фильмы, перешел по ту сторону экрана. До сих пор удивляюсь, поэтому к каждой роли подхожу как к чуду, к подарку, который мне в очередной раз сделала судьба.
-Вы практичный человек?
-То, что называю себя практичным, еще ничего не значит. Себя как угодно можно назвать. И если в чем-то я действительно практичен, то это в умении ждать. Я не фаталист, но все равно знаю, что от судьбы не уйти. Ведь вот во ВГИК попал совершенно случайно, никогда не мечтал стать актером или режиссером, абсолютно.
-В Москву приехал поступать совсем в другой институт, в МВТУ, баумановский. Школу же окончил с золотой медалью, был среди лучших учеников. К тому же из провинциального Батуми - куда, зачем, понять этого никто не мог, и я сам тоже.
-Считалось, что это совершенно несерьезная профессия для надежды нашей школы. Но - судьба. Причем окончил я. Но - судьба. Причем окончил я режиссуру, снял фильм, который у нас до сих пор идет, но позже был в основном актером - опять, наверное, судьба.
-Кроме съемок и преподавания чем вы еще занимаетесь?
-Читаю книги, слушаю музыку, смотрю кино. (Улыбается.) Вот сейчас читаю Леонида Андреева. Я прекрасно знал его драматургию, но понятия не имел о прозе. А ведь Кафка и Камю просто отдыхают!
-В театре не играете?
-Я там работать не буду – это исключенный вариант. Одни и те же лица видеть всю жизнь – с ума можно сойти! Плюс интриги, распределение ролей… В кино: снялся, до свидания! – и улетел. Я пошел в искусство, чтобы быть свободным человеком.
А в театре – утром репетиция, вечером – спектакль. Я не могу работать в одно и то же время по графику, как чиновник. Я очень свободолюбивый человек, но при этом дисциплинированный. Я знаю и люблю свое дело.
-Вы эту фразу сказали с такой интонацией, что я сразу вспомнил вашего персонажа из “Блондинки за углом” – мясника, говорившего: “Я беру кусок мяса, убираю все ненужное и оставляю все нужное”. Вы сами как к кулинарии относитесь?
-Готовить умею и люблю. Когда сестра дома, она в основном готовит. Но если уезжает куда-нибудь, с голоду я не умираю.
-Баадур Сократович, у вас необычное отчество. Сократ – распространенное в Грузии имя?
-Мой дед, как и прадед, прапрадед и так далее, был священником и очень образованным человеком. Преподавал русскую словесность и Закон Божий, знал всю грузинскую интеллигенцию, у него была огромная библиотека.Сейчас даже книга о нем вышла. И мой дед сознательно назвал своего сына Сократом – в честь греческого философа.
В 1924 году деда, когда он шел с крестин, убили комсомольцы – проломили маузером череп. Мой отец в это время бродил по лесам, воевал с большевиками, но, узнав, что дед умирает, вернулся в деревню. Стал спрашивать у деда, кто это сделал? Тот не стал называть имен, сказал, что не хочет, чтобы отец мстил.
Когда отца в 1937 году арестовали и сослали в Сибирь, то и тех комсомольцев послали туда же – советская власть сажала, особо не разбираясь. Слава Богу, отец смог вернуться из ссылки живым…
На одном из кинофестивалей мне стало очень и очень обидно за Баадура Цуладзе. Артист поднялся на сцену, чтобы получить приз и, возможно, что-то не понял или не расслышал, поэтому случайно взял цветы у актрисы, которые ей вручили минутой ранее. Сказал теплые слова, всех поблагодарил и отправился к выходу.
Но не тут-то было! Юная особа, которая во время его речи несколько раз громко повторила: «Отдайте мои розы!», догнала пожилого актера и на глазах всего зала вырвала цветы из его рук.
Обычно в таких ситуациях становится стыдно за себя, за человека, которого обидели. А о тех, кто повел себя бестактно, стараешься побыстрее позабыть. Баадур Цуладзе сидел тихонько в креслице, думал о чем-то своем, про себя улыбался.
Не удержалась, спросила: «Батоно Баадур, надеюсь, не сильно расстроились?». Его огромные глаза с грустинкой увлажнились: «Нет-нет, что ты, дорогая. На молодежь обижаться не стоит. Они юные, несмышленые, счастливые - у них все впереди, а я уже много лет живу на свете, и в кино у меня большая судьба. Всякое бывало».
За спиной народного артиста Грузии Баадура Цуладзе более 200 ролей. Самые известные: в фильмах «Молитва Лейлы», «Царская охота», «Житие Дон Кихота и Санчо», «Блондинка за углом», «Тегеран-43», «Мелодии Верийского квартала», «Не горюй!», «Приключения Буратино»...
Баадуру Сокра́товичу Цула́дзе - грузинскому актёру, кинорежиссёру и сценаристу 5 марта 2010 года исполнилось 75 лет со дня рождения.
Ольга КУНГУРЦЕВА
«Бульвар Гордона»
Дмитрий МОСТОВОЙ
Вот и всё,что хотелось сказать.
Не прощаюсь.Берегите себя.
Автор Gorg. Октябрь. 2010 г.
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Вернуться в раздел Gorg.Наша Жизнь