софт,музыка,статьи,анекдоты,учебники,сайтостроение,хостинг,обзоры
ГлавнаяВ гостях у Gorga. Беседа с интересным человеком.Gorg.Не факт...Gorg.Любовь и Секс.Мужчина и ЖенщинаTales from GorgРеклама на сайте
Общение на сайте
Мы рекомендуем
Цитата
Валюта
С 29.11.09

Леонид Западенко

 

Леонид  Западенко

...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...

 

Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях

Youtube
Twitter
Livejournal
Facebook
Friendfeed
Stumbleupon


 

Город начинается с вокзала.Часть третья

Улица Каменецкая, 25. ПЕРВЫЙ "НЕБОСКРЕБ".

Кварталы на перекрестке Каменецкой и Подольской, где вырос "небоскреб", издавна считаются фактически центром города - здесь сходились две главные магистрали старого Проскурова - почтовые дороги дороги на Летичев и Каменец - Подольский. На месте, где начали строить 16-этажки с магазином "Книжный мир", с начала XIX века была каменное здание уездного казначейства. В середине XIX века, как утверждают документы Подольской казенной палаты от 1846 году, помещение казначейства полностью перестроили. Новое сооружение стало одноэтажной, квадратной в плане, с подвалом и большим двором вокруг.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Здесь главное финансовое учреждение Проскурова находилась до начала XX века, пока не переехала в новое помещение по ул. Миллионной (ныне - Театральная). Старый дом казначейства по Каменецкой переоборудовали под торговые ряды.

В после военные годы областной центр начинает стремительно перестраиваться, и в начале 1970-х годов возникает идея архитектурно подчеркнуть центральное перекресток города. С легкой руки тогдашнего председателя областного совета М. Починка принимается решение о сооружении огромной общественно-торговой площади. Специалисты Хмельницкого филиала института "Гипрогражданпромстрой" во главе с главным архитектором проекта Грабовским в первую очередь проектируют под застройку целый квартал между Каменецкой - Подольской - Соборной - Вайсера.

Специалисты Хмельницкого филиала института "Дипроцивильпром-д" во главе с главным архитектором проекта О.Грабовським в первую очередь проектируют под застройку целый квартал между Каменецкой - Подольской - Соборной - Вайсера.Доминантами должны были стать три высотных дома с пристроенными комплексами магазинов, кафе, выставочных салонов, кинотеатром.

Часть проекта реализовать удалось, что мы и видим сейчас: два 16-этажных "небоскребы", магазин "Книжный мир", "Семейный дом" (бывший ЗАГС), несколько магазинов. В чертежах так и остался еще один высотный дом с пристроенным ресторанным комплексом (должны были стоять примерно на месте рынка "Престиж"), суперсовременный кинотеатр с немного странным для "сухопутной" Хмельницкого названием "Шторм" (проектировался на месте нынешнего торгового центра "Магнит" ) и упорядоченный двор для жителей 16-ти этажек. Для того, чтобы предоставить общественно-торговой площади оригинальный вид, решили отказаться от типовых многоэтажных домов, а соорудить нечто необычное.

Именно в это время в Кишиневе местные специалисты разработали и воплотили в жизнь новую технологию возведения экспериментальных высотных зданий методом скользящей опалубки. После нескольких поездок в столицу Молдавии, наши архитекторы и строители остановились на кишиневском варианте, и вскоре развернулось строительство ... Работы шли круглосуточно, непрерывным потоком завозили керамзитобетон (за сутки - до 150 кубометров).

Высоченные башенные краны одну за другой поднимали перекидные бадьи и заливали бетон. Одновременно с помощью вибраторов достигали необходимой плотности укладки бетона, а 230 гидродомкратов поднимали опалубку. За 24 дня монолитная бетонная коробка 16-этажного дома была сведена!

Дальше еще 24 дня опалубку опускали и проводили монтаж перекрытий этажей. Таких темпов строительства высотных домов наш город еще не знал. Когда в октябре 1978 за 24 дня (!) Поднялась 16-этажное башня нового дома, этот успех строителей стал событием не только в масштабах города, но и, всей Украины. Вскоре недалеко от первого вырос второй 16-этажный дом, и вот-вот должны были строить третий. Но проект завершить так и не удалось - начались трудности со сносом старых зданий и отселением их жителей. Время шло, с помощью опалубки успели построить еще два монолитных дома на Староконстантиновском шоссе, а вот в центре к работе так и не приступили. А потом, в результате элементарного недосмотра, опалубка пришла в техническую негодность.

В 1993 перекресток Каменецкой и Подольской дополнил подземный переход с комплексом цветочных и сувенирно-подарочных магазинов. В конце 1990-х годов построили оригинальную, с заостренным куполом, сооружение Сберегательного банка Украины. Напротив в декабре 2003 открыла двери ультрасовременное здание из стекла и бетона торгово-гостиничного комплекса "Лыбидь Плаза".


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография начала ХХ века

Перекресток Каменецкой и Подольской уже на протяжении почти трех веков считается центром города. В XVIII в. здесь сходились две главные магистрали Проскурова - почтовые дороги на Мелитополь и Каменец, которые в XIX в. превратились в центральные улицы - Александровске (ныне - Проскуровская) и Каменецкую. Именно вблизи этого перекрестка расположились и церковь, и базар (торговые лавки), и тюрьма, а на месте, где сейчас возвышается 16-этажный дом с магазином "Книжный мир", - каменное здание уездного казначейства.

Когда то здесь пересекались две главные магистрали Проскурова - почтовые дороги на Летичев   и Каменец, которые в XIX веке превратились в центральные улицы - Александровскую(ныне Проскуровская) и Каменецкую. Хорошо известный всем жителям города миниатюрный сквер и фонтан "с лягушатами".

Сквер был заложен сразу после Великой Отечественной войны на месте разрушенного во время освобождения Проскурова дома. Сначала в сквере были насажены елки, а в его центре в мае 1948 году установили памятник "великому вождю и полководцу" Иосифу Виссарионовичу Сталину. Монумент особой оригинальностью не отличался, и поэтому, когда через несколько лет после смерти Сталина (5 марта 1953) памятник демонтировали, в архитектурно-эстетическом отношении сквер абсолютно ничего не потерял.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография начала 60-х годов

Более того, когда в 1956 году соорудили четырехэтажный универмаг, сквер полностью перепланировали- посадили ивы, кусты, цветники, обустроили фонтан "с лягушатами". Этот уголок города сразу стал любимым местом хмельнитчан всех поколений. Универмаг сначала был центральным, но после того, как в начале 1970-х годов построили еще один универмаг (настоящее ЦУМ), то этот, в отличие от нового, стали называть "старым".

Несколько позже старый универмаг получил специализацию и наименование - "Детский мир", а с начала 2000-х годов просто - Торговый Центр. Что интересно, если кому приходилось бывать, например, в Тернополе или Житомире, наверное, обратили внимание, что универмаги этих городов - копия нашего "Детского мира". Дело в том, что такой проект универмага был принят в начале 1950-х годов как типичный для областных центров Украины. Проект был реализован в нескольких городах, в том числе в нашем Хмельницком.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Строительство пожарной каланчи.Фотография середины 50-х годов

Что касается здания городской пожарной команды, то проект ее сооружения был утвержден еще в конце 1946, но из-за послевоенных трудностей и недостаток средств, строительство началось только в 1951 году. Сначала снесли четыре старых дома - два одноэтажных и два двухэтажных, а уже потом, до 1954 года, на их месте каменщики соорудили здание пожарного депо с башней "каланчи". Более двадцати лет здание использовалось по назначению, пока ее не передали в распоряжение "Облкиновидеопроката".

Сейчас бывшая "каланча" известна хмельничанам как кинотеатр "Планета", который принял первых посетителей в 1987 году как детский кинотеатр. Теперь это один из двух кинотеатров города, с тремя залами, современной аппаратурой, демонстрирующий фильмы для посетителей всех возрастов. Не менее радуют глаз и силуэты самого здания, которое, без преувеличения можно сказать, на сегодня определяет архитектурный облик центральной части Хмельницкого. Не случайно, в 2004 году на башне "каланчи" было установлено музыкальные часы, с которого каждый час раздается мелодия песни о городе.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография начала 60-х годов

Каменецкая, 41 Тюрьма.

Уже более двух веков одним из самых заметных ориентиров в самом центре города есть ... тюрьма. Ведь действительно, это здание, - а вернее, комплекс сооружений за высоким забором, именуемой ныне "следственный изолятор №29", известный всем горожанам. Уже в 1795 году при проскуровский «городской ратуши» существовал "арестантский дом", а в первые годы XIX века упоминается уже существования «тюремного замка, стоящего на Каменецком тракте».

Таким образом, Проскуровская тюрьма по Каменецкой имеет более 200-летнюю историю. Долгое время проскуровский тюремный замок представлял собой небольшой одноэтажный каменный дом с малым количеством тесных помещений. В 1830 году было завершено полную перестройку тюрьмы, на которую потратили 8265 рублей. За основу взяли "Образцовый проект уездного тюремного замка", разработанный в начале XIX века известным зодчим А.Захаров и реализован во многих городах империи.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Проскуровский тюремный замок. Чертеж 1830 года

Отныне Проскуровский тюремный замок имел просторное помещение с отдельными камерами для малолетних преступников, уголовников (2 камеры), должников, для тех, кто совершил легкие преступления, женское отделение с камерами для совершеннолетних и малолетних, а также лазарет. Вокруг этого здания было двора, которое окружал высокий забор. Въезд в замок был через ворота с пристроенными по сторонам административно-хозяйственными корпусами. На содержание тюрьмы выделялись средства из городского бюджета, которые шли на отопление и освещение, продовольственное обеспечение и содержание помещений. За правильное распределение этих средств, а также за внутренний распорядок в заведении соответствовала только один человек - тюремный надзиратель.

В конце XIX стопиття штат тюрьмы была расширена - введена должность начальника тюрьмы и двух его помощников-наблюдателей. В первые годы советской власти решили избавиться унижающих человеческое достоинство названий "каторга" и "тюрьма". Вместо первых появились лагеря, а вторые заменили Дома принудительного труда (так называемые "допре"). Проскуровский допре разместился в старом тюремном замке.

В 1925 году его значительно увеличили, присоединив двухэтажный корпус табачной фабрики, которая располагалась рядом. Эта фабрика была построена в 1889 году, принадлежала местному купцу Арону Шварцману и работала до 1924 года (выпускала до 2-х тыс. Пудов табака и 16 тыс. Сигарет в год). Всего за полгода цеха табачной фабрики переоборудовали под камеры, а территорию тюрьмы расширили до нынешних размеров.

В 1941 году, практически сразу после вступления в Проскуров немецко-фашистских войск, оккупационная впадает организовала в нашем городе громкую акцию. Ее цель - наглядно показать местному населению всю сущность "сталинского коммунистического режима" и на этом фоне выглядеть "освободителями" украинского народа.

Суть акции четко изложена в газетной статье "Тайны тюремных погребов" (газета "Украинский голос" от 12 октября 1941): "Еще в царское время в доме над Каменецкого трактом пытали людей. Но наибольшего расцвета эта тюрьма достигла за большевистского господства : тюрьма розширипася, стала вмещать не сотни, а тысячи заключенных, превратившись с помощью палачей чекистов в "фабрику смерти". Убегая, чекисты захватили из тюрьмы осужденных, разрушили помещения.

Но 3 октября 1941 во время всенародного разбора завалов тюремных погребов найдено 24 убитых: 13 пленных немцев и 11 Украинская ... 6 октября состоялись похороны немцев, а 7 октября хоронили украинском. на похоронах присутствовали представители Окружной Управы, Управы города, репортеры газет, а также большое количество людей, которые собственными глазами увидели "результаты" жидовско-большевистского правления ".

На что оказались способными "гуманные" фашисты, проскуровчан узнали несколько позже, когда начались массовые казни мирного населения ...

В послевоенные годы Проскуровская тюрьма продолжила свою работу по "профилю"​​. Она была передана в УМВД и стала следственным изолятором (СИЗО).


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография начала 60-х годов

Первый в Проскурове иллюзион (кинотеатр) появился в 1908 на Каменецкой.(ныне на этом месте четырехэтажный дом с художественными мастерскими и салоном - ул. Каменецкая, 48).

Размещался он по ул. Каменецкой в довольно неприглядной сооружении, которую местный купец Е.Горенштейн до того момента использовал как складское помещение. Особым комфортом первый иллюзион не отличался: в небольшом зале перед маленьким экраном установили несколько мягких кресел и около десятка деревянных скамей - вот практически и все удобства. к тому же сравнительно дорогими были билеты - от 22 коп. до 1 руб. 20 копеек (за такие деньги можно было купить 1-4 кг мяса высшего сорта). Но несмотря на это, успех кинематографа среди проскуровчан все же оказался грандиозным.

Одним из первых кинофильмов, показанных в Проскурове, стала картина "Всемирные танцы". На афишах, расклеенных по городу, под названием фильма владельцы иллюзиона сделали интересную приписку: "Дамы сердечно приглашаются без сопровождения мужчин за полцены".

Иногда на афишах встречались и такие объявления: "Детей в сопровождении двух родителей пропускают бесплатно" или "Господам гласным городской Думы вход свободный".Впоследствии, в 1909-1910 годах, в Проскурове появляются новые кинематографические заведения. Кино приобретает все большую популярность.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография начала 60-х годов

Каменецкая, 48 Дом художников.

В 1962 году Хмельницкие художники отметили новоселье - в самом центре города, по улице Фрунзе (ныне - Каменецкая) завершилось строительство жилого дома с мастерскими и выставочным залом областной организации художников.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Памятник-фонтан барону Мюнхгаузену

Памятник-фонтан барону Мюнхгаузену

Памятник Иерониму Карлу Фридриху фон Мюнхгаузену, историческому лицу и литературному персонажу, чье имя стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории. Памятник находится в центральной части города Хмельницкий, во дворе жилого дома по улице Каменецкой, 48. С точки зрения искусствоведения, памятник правильнее называть «парковой скульптурой». Известен, как первый памятник барону Мюнхгаузену на территории СССР.

Скульптура выполнена из бетона для организации дворового пространства. Согласно одному из рассказов о бароне, укрощённый им в Литве и полученный в подарок конь, во время штурма Очакова теряет свою заднюю часть (примечательно, что реальный фон Мюнхгаузен действительно участвовал в этом сражении). Затем барон находит её на лугу в окружении молоденьких кобыл и, не удивившись этому, сшивает коня молодыми ростками лавра, в результате чего он срастается, а ростки лавра дают корни.

По мотивам этой истории, барон Мюнхгаузен изображён в виде всадника на коне, который, однако, имеет лишь переднюю часть. Скульптура создана таким образом, что при действующем фонтане конь пьёт воду из бочки и она одновременно выливается сзади, за чем с удивлением наблюдает оглянувшийся барон. Фигура барона является лишь частью композиции, ёмкость сзади задумывалась как бассейн для детей, кроме того, в состав композиции входила крепость. У ног барона написано:«укр. Це той, що за один раз сорок сім качок б’є» (Это тот, что за один раз сорок семь уток бьёт).

Памятник был сооружен в 1970 и в то являлся первым в своем роде в СССР. Авторы памятника — Григорий Мамона и М. Е. Андрийчук , скульптор — Валентина Ляшко. Тогда они поселились в ведомственном доме, специально построенном для деятелей искусства и по собственной инициативе решили украсить его двор.

Начиная с 2008, власти города планировали перенести памятник в более подходящее место и отреставрировать его, однако по техническим (необходимость водоснабжения), экономическим и другим причинам проект не был реализован.. Расположение памятника не способствует его известности даже в пределах Хмельницкого


Город начинается с вокзала.Часть третья

Улица Каменецкая. Фотография конца 50-х годов


Город начинается с вокзала.Часть третья

Улица Каменецкая. Фотография начала 60-х годов


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография конца 60-х годов

Каменецкая, 58/1.

Центр общинной и культурно-массовой работы «Тхия» («Возрождение»).

Историко-краеведческая работа, издательская деятельность, библиотечная работа, организация досуга членов общины и клиентов Фонда, образовательная и просветительская деятельность, пропаганда национальной культуры и искусства - вот неполный перечень направлений работы Центра. В организации досуга членов общины и клиентов Фонда большую роль играют клубы по интересам и кружки. Среди них - женский клуб, клуб рукодельниц «Шальва» («Спокойствие»), клуб интеллектуальных игр, семейный клуб «Лехаим», киноклуб, кружок изучения воскресных главе Торы, кружок изучения иврита, исторический кружок, фотокружок.

В общинный центр работает вокальная студия, видео студия, студия звукозаписи, мастерская изобразительного искусства, компьютерный центр и многое другое. Работа Центра направлена ​​на то, чтобы знакомить широчайшие круги общественности с национальной культурой и искусством. Волонтеры Центра и участники творческих кружков принимают участие в мероприятиях, выступают перед членами ветеранских организаций. Они являются неоднократными лауреатами различных фестивалей и конкурсов.

Теперь почти ни один культурологический проект не обходится без участия Фонда «Хесед Бешт»: Праздник культур в Каменце-Подольском, День города в Хмельницком, Нобелевские чтения в Тернополе. Центр занимается организацией и проведением праздников для общества, организует встречи с интересными людьми, лекции, музыкальные и литературные вечера, экскурсии и выезды на природу.

Здесь также проводятся круглые столы с представителями власти и общественности, на которых поднимаются серьезные вопросы дальнейшего развития взаимодействий национальных общин и местных властей, обсуждаются совместные планы действий. Как и каждое учреждение с разветвленной структурой и должным делопроизводством Фонд имеет собственный архив, ведется и хранится в Центре в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Каменецкая, 61   Первая телефонная станция

Раньше на месте хрущевки-пятиэтажки, которая была построена в 1967 году, было несколько одно и двухэтажных домов. В одном из них - под № 61 - располагалась первая телефонная станция, здесь действовала до конца 1930-х годов.

Как известно, в 1876 году американец шотландского происхождения Александр Белл изобрел первый пригодный для широкого использования телефон. С этого времени началась эра телефонизации.

В Российской империи первый телефонный связь появилась в Петербурге, Москве, Одессе (в 1882 году), Киеве (1886), Харькове (1888). У нас, на Подолье, первые телефонные сети прокладываются в Каменце-Подольском (1906), Виннице (1907) и небольшом приграничном городке Збрыж (1908).

В том же, 1908 году, устроить телефонную сеть решили и в Проскурове. После конкурса, проведенного городской думой, право на телефонизацию предоставили предпринимателям Герц Броди и Гойхману. Именно они предложили лучший проект и наименьшую абонентскую плату - 42 руб. в год за номер. Например, в губернском Каменец-Подольском, абоненты в то время платили 75 рублей!

Так вот, в 1909 году телефонная связь в Проскурове в эксплуатацию, а в 1910 году сеть имела длину 13 верст и насчитывала 58 абонентов. Правда, в последующие годы глобальная телефонизация наш Проскуров так и не охватила. В течение почти сорока лет уровень развития телефонной связи оставался примитивным - все линии были воздушные (т.е. на столбах), обслуживание ручное - через телефонисток, а число абонентов до 1945 года достиже-гло всего 500.

Начало связи между уездами были заложены еще в 1913-14-х годах, когда прокладывали так называемый "земский телефон" (проект инженера Н.Фазлы). Именно тогда Проскуров был "связан" с Летичев, Деражней, Меджибожем. В 1920-х годах, при советской власти, в Проскурове организуется отдельная междугородная телефонная станция, устанавливается ведущий воздушный телефонная связь с Винницей, Киевом и другими городами.

Во время Великой Отечественной войны, в годы немецкой оккупации, немецкая администрация в 1943 году проложила первую в Украине междугородную кабельную телефонную линию, соединившая Ровно (местонахождение гауляйтера Украины) и ставку Гитлера "Вервольф" под Винницей. Значительная часть кабельной линии прошла по территории нашей области, имела ответвления в Шепетовку и Проскуров. Самое интересное, что эта магистраль используется нашими связистами сегодня. Вот такой подарок связистам оставили оккупанты.

После войны телефонная связь пережил коренную реконструкцию. В 1961 году была сдана в эксплуатацию первая в городе и области АТС на 2350 номеров - с этого момента начинается развитие автоматической телефонной связи, положивший начало массовой телефонизации города. С 1964 года прокладываются первые кабельные магистрали по области (если не считать той, немецкого), а с 1973 года проходит автоматизация и междугородной связи.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография 60-х годов

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Хотя Свято-Покровский кафедральный собор и не имеет "каменецкой" прописки (его почтовый адрес - Владимирская, 113), но, путешествуя по улице Каменецкой, главный православный храм города нельзя оставить без внимания.

В 1824 году по генеральному плану застройки города значительная часть Завалья была отведена под христианское кладбище. Примерно в те же годы в центре кладбища построили небольшую часовню, а затем и церковь, освященную в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В конце 1870-х годов кладбище оказался в черте города и решению местных властей был закрыт. Территорию под новое кладбище отвели неподапик- выше Каменецкой, сразу за железнодорожными путями. Покровская церковь-часовня осталась действующей, однако после открытия на новом кладбище часовни церковь посещало все меньше и меньше прихожан.

В 1907 году городская власть передала старое кладбище, на котором уже длительное время не хоронили, епархиапьному управлению. В 1911 году по благословению Преосвященного Серафима, епископа Подипьського и Брацлавского кладбище отдали в пользование Подольского общества пчеловодов.

Здесь, пожалуй, следует отметить, что в те годы многие священники нашего края были активными пчеловодами и удерживали большие пасеки, а, например, сам Преосвященный Серафим был почетным председателем вышеупомянутого общества. Итак, на трети территории старого кладбища, южнее Покровской церкви, Общество пчеловодов устроило показательную пасеку: на месте, где не было могил, выстроили дом, мастерскую, склад припаддя, сарай, а вокруг разместили показательные вупикы.

Главной целью организации этой пасеки, так же как и общества, была помощь пчеловодам Подолья в "правильном обустройстве" пасек. Дело в том, что именно в то время в наших краях стали распространяться передовые методы пчеловодства - вместо морально устаревших ульев-дуплянок, используемых от деда-прадеда, начали появляться рамочные ульи.

Поэтому, на Проскуровской показательной пасеке (кстати, единственной в губернии) обществом пчеловодов проводипись теоретические и практические занятия, на которых пояснювапы и демонструвапы преимущества и удобства рамочных ульев. Сразу принимали заказ на изготовление таких ульев, реализовывали по умеренной цене всякий инвентарь и принадлежности для пасечников ...

В годы гражданской войны все имущество общества было потеряно, а попытки в 1921-23-х годах восстановить пасеку на кооперативных началах не увенчались успехом.Что касается Покровской церкви-каппицы, то тяжелые времена для нее (как и для всех храмов) наступили с первых лет советской власти- страну захлестнула атеистическая богоборческая волна.

После закрытия в 1937 году кафедрального собора Рождества Богородицы, Покровская кладбищенская церковь осталась единственным на весь Проскуров храмом, где еще теплилась лампада православия. Бывший настоятель кафедрального собора, протоиерей Евгений Акаповський, несмотря на свой почтенный возраст и постоянные препятствия со стороны власти, регулярно осуществлял здесь богослужения.

В 1938 году президиум Проскуровской горсовета решила "похоронить" последний очаг православия и принял решение - "кладбищенская церковь по ул. Фрунзе подлежит закрытию, потому что находится в бесхозяйственном состоянии и угрожает обвалом". Но, даже после такого шага отец-настоятель продолжал проводить Богослужения вблизи закрытого храма под открытым небом.

После войны кладбищенская церковь была открыта. Во время второй антирелигиозной волны в середине 60-х годов вновь, как и в конце 30-х, этот храм остался единственным действующим в городе. Произошло это после того, как в 1964 году отменили Хмельницкую епархию и снова закрыли кафедральный собор Рождества Богородицы. В конце 1960-х годов ул. Фрунзе (ныне - Каменецкая) сплошь застраивается пятиэтажками, и старое кладбище и Покровская часовня оказались заслонены новостройками.

Возрождение храма началось лишь в конце 1980-х годов. Более трех лет верующие города и области вносили свои пожертвования, а также помогали строителям при сооружении на месте старой церкви-часовни нового храма. И вот, 14 января 1992, при многочисленном стечении народа состоялось торжественное открытие Свято-Покровского кафедрального собора. Освящение храма и первое богослужение прошли с участием епископов Хмельницкого и Каменец-Подольского Нифонта, Черновицкого и Буковинского Онолрия, Тернопольского и Кременецкого Сергия, а также многих священников приходов Хмельницкой епархии. С того дня над областным центром почти на весь город раздается мелодичный звон возрожденного храма.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Завалье (Собачий переулок) 2012 год

Завалье

В XVIII - XIX веке и часть города, где сейчас возвышается собор и вся окружающая застройка (фактически от магазина " Охота "и до улицы Гагарина включительно), считалась окраиной Проскурова и называлась Завалье. Название происходит от местоположения этого района  " за валом ", некогда окружал наш город. Земли Завалье длительное время использовались мещанами как огороды и лишь с середины XIX века начали застраиваться.Что интересно, до 1920-х годов название Завалье носила также и улица Завадского, которая кружит среди одноэтажных домов ниже собора. Старожилы рассказывали, что "славилась" эта улица непролазной грязью, а собак было столько, что поэтому унаследовало название.Собачьего переулка, потому проклятые псы разорвали одежду не одного прохожего.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Улица Каменецкая. Фотография начала ХХ века

Каменецкая, 76 Старый родильный дом

Двухэтажное сооружение клинического роддома построили в 1938 году. Это была первая специапизована сооружение подобного профипю в нашем городе.Еще столетие назад отдельных роддомов или отделений при городских и земских больницах не было, роды, как и раньше, принимали дома бабы-повитухи. Только с начала XX века стали появляться первые частные родильные приюты.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Улица Каменецкая.Фотография начала ХХ века

Первый театр.

На Каменецкой располагался не только первый иллюзион, но и первый в Проскурове театр (его здание было примерно в районе старого роддома - ул. Каменецкая, 76). Театр был частным, открылся в 1892 и принадлежал Б. Шильман. Постоянной труппы в театре не было, играли здесь исключительно приезжие актеры. Шильман фактически был только владельцем помещения, а зал отдавал в аренду антрепренерам, которые и организовывали гастроли. Что касается самого помещения театра на Каменецкой - это была деревянная необорудованная сооружение, отмечалась, по воспоминаниям современников, "ужасными сквозняками". В 1907 г.. Б. Шильман сводит новое здание театра на ул. Александровской (ныне - Проскуровская), а старое сооружение сносит.

Памятник Богдану Хмельницкому и Филармония.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Один из лучших уголков Каменецкой - небольшая площадь на пересечении с улицей Гагарина, которую украшают памятник Богдану Хмельницкому и величественное сооружение областной филармонии и дополняют пятиэтажные жилые дома, которые были построены в 1960 х годах.

Именно в эти годы Каменецкая (тогда Фрунзе) стала эталоном обновленного областного центра. Всего за 5-6 лет улицу вполне перестроили: снесли старые одноэтажные домики, на их месте возвели пьятиповерхивки- "хрущевки", вместо брусчатки положили асфальт, вдоль широких тротуаров установили современные фонари. Таких изменений Каменецкая не знала за многие десятилетия своего существования.

Свою историю филармония ведет с далекого 1938 года, когда сразу после образования нашей области (22 сентября 1937) в Каменец-Подольском (тогда - областной центр) создается целый ряд областных учреждений.

Среди них и областная филармония - концертная организация, задачей которой была пропаганда достижений музыкального и других видов искусства (танец, художественное чтение, исполнительское мастерство). Прервана войной деятельность филармонии была восстановлена ​​в 1945 году, но уже в новом областном центре - Проскурове.

Учреждение разместилась в здании бывшего кинотеатра "Оазис" по ул. Проскуровского подполья (ныне в этом доме - моно-театр "Угол"). В состав областной филармонии в те годы входили эстрадно-концертная бригада, капелла бандуристов, музыкальный лекторий, ансамбль музыкальной комедии, гастрольно-концертный сектор, ансамбль песни и танца, кукольный театр (отделился как самостоятельный 1970), духовой оркестр, народный театр.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Строительство здания филармонии. Фотография середины 60-х годов

Как уже упоминалось выше, в 1982 году филармония переехала в просторное помещение на углу Каменецкой и Гагарина. Хмельницкой филармонии есть чем гордиться. Во-первых, это украинский Государственный ансамбль песни и танца "Казаки Подолья".

Ансамбль - ровесник филармонии. Основан коллектив в 1938 году как хоровую капеллу, а в послевоенные годы под именем "Подолянка" начал завоевывать популярность не только в Украине и Советском Союзе, но и во многих странах мира. С 1989 года ансамбль называется "Казаки Подолья" и является одним из лучших танцевальных коллективов Украины.

Во-вторых, с 1991 года гордостью филармонии стал концертный зал органной и камерной музыки. Тогда на втором этаже бупо оборудовано зал на 200 мест и установлен орган чехословацкой фирмы "Ригер-Клос", что стало знаменательным событием в культурной жизни Хмельницкого.

Теперь Хмельницкая филармония - постоянное место проведения международных фестивалей и конкурсов органной и камерной музыки. В-третьих, главная гордость филармонии - ее артисты. Трудно перечислить всех известных артистов, приезжавших на гастроли в Хмельницкий.

Множество популярных певцов, артистов, танцевальных и музыкальных коллективов виступало перед хмельничанами на сцене областной филармонии. Для многих Хмельницкая сцена стала серьезным экзаменом в дальнейшем пути к известности.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография середины 50-х годов

Каменецкий переезд

После того, как в 1870 году вдоль южной окраины Проскурова проложили железную дорогу, из городского бюджета были выделены средства на устройство трех железнодорожных переездов. Все эти переезды существуют и теперь:

Почтовый (ныне - переезд по ул.Франко, ведущей на Дубовое), названный так от построенной в конце XIX века недалеко от дома почтово-телеграфной конторы;Фельштынский (сейчас это скорее "переход", чем переезд, расположенный по ул.Гагарина по дороге на вещевой рынок), получивший наименование от дороги, которая вела на Фельштын (ныне - село Гвардейское), и, наконец, Каменецкий переезд.

Сначала железнодорожные переезды совершенно не мешали движению безрельсового транспорта, ведь в конце XIX века за сутки через Проскуров проходило всего два пассажирских, два курьерских и еще два-три товарные поезда. Причем половина из них шла ночью, и поэтому даже в самом оживленном Каменецком переезде, как правило, более одного-двух повозок во время следования поезда не собиралось.

Транспортные проблемы стали возникать лишь в 1930-х годах, когда началась массовая автомобилизация народного хозяйства и железнодорожное сообщение стало более интенсивным. Вот тогда на Каменецком переезде уже начали появляться автомобильные очереди, в которых можно было "застрять" надолго.В то же время среди шоферов появились нарушители, пытавшихся как можно скорее проскочить неудобный переезд. Иногда это приводило к трагическим последствиям.

Так, в 1936 году произошла одна из самых ужасных в истории нашего города аварий. Водитель грузовика ЗИС-5, перевозивший рабочих на строительство одного из дотов (ДОТ - долговре-менная огневая точка), опаздывал на назначенное время. Строительство велось "Военстроем" и контролировалось НКВД, и поэтому понятно, что опоздание могло классифицироваться как вредительство с целью срыва работ на стратегически важном объекте, с соответствующими для того времени последствиями.

Подъехав к переезду, водитель увидел очередь машин и закрытый шлагбаум. Не останавливаясь, он повернул грузовик на встречную полосу и решил проскочить переезд перед поездом. Но прямо на путях ЗиС заглох, и через несколько секунд паровоз на большой скорости врезался в автомобиль.Все 16 человек, находившиеся в кузове, погибли. Самое удивительное, что водитель остался жив, получив лишь незначительные травмы. При ударе его выбросило из разбитой кабины грузовика.

В послевоенные годы стали подробно обсуждать строительство на Каменецком переезде автомобильно-пешеходного моста. В пояснительной записке относительно экономического обоснования проекта, в частности, говорилось: ."Шлагбаум на переезде по ул. Фрунзе закрывается не один раз в час, и водителям автотранспорта приходится стоят по 10-15 минут, теряя свое рабочее время. К тому же, содержание двух железнодорожных переездов (Фрунзе, Фельштинский) обходится в 15 тысяч рублей в месяц ".


Город начинается с вокзала.Часть третья

Фотография 1960 года

К строительству путепровода приступили только в 1959 году. В первый год строители сделали огромный объем работ по поднятию уровня шоссе.

В 1960 начали монтаж железобетонного моста, а уже в следующем году первые автомобили проехали по новому мосту.И от Каменецкого переезда осталось одно название.

Два нереализованных проекта

"Небывалого размаха набрало в Хмельницком жилищное строительство. Только за последние пять лет более 2400 семей вселились в свете, благоустроенные квартиры. Зеркалом обновленного города стала улица им. Фрунзе, где один за другим поднимаются все новые и новые пятиэтажные монументальные жилые дома », - эти захватывающие строки из газеты" Радянське поділля " за 1964 год.

И действительно, вид города менялся прямо на глазах, а улица Каменецкая (тогда - Фрунзе) стала эталоном обновленного областного центра.Всего за 5-6 лет улицу вполне перестроили: снесли старые одноэтажные домики, на их месте возвели новые пятиэтажные дома, вместо брусчатки положили асфальт, вдоль широких тротуаров установили современные фонари.Таких изменений Каменецкая не претерпела за многие десятилетия своего существования, хотя уже в начале XX века могла выглядеть совсем по-другому ...Если бы удалось реализовать два грандиозных проекта.

Проскуровского крепость.

В XIX столетии, находясь вблизи границы и имея значительный гарнизон, Проскуров становится важным стратегическим пунктом. Еще большую значимость город приобретает после завершения в 1870 году строительства железной дороги Жмеринка - Проскуров - Волочиск (австрийская граница). Именно этот фактор и стал причиной пристального внимания к Проскурова со стороны военно-инженерного департамента Российской империи.

В 1871 году ведущий военный инженер генерал Эдуард Тотлебен провел рекогносцировку западной границы и в докладной записке на имя императора Александра II предложил вблизи пограничных железнодорожных линий построить 4 форта залоговые.

Волыно-Подольский участок границы Тотлебен считал особенно важной и поэтому планировал закрыть ее двумя подобными крепостями в Проскурове и Дубно. Он объяснял: "при располо-жении в зтих местах двух крепостей, наша армия, в случае войньи с Австрией, пользуясь железнымы дорогами, может сосредотачиваться позади с тех крепостей на главньих узлах сообщений ...

Крепости эти должны быть настолько сильны, дабы выдержит осаду в течении 2-3 месяцев.По предложению генерала, гарнизон Проскуровского форта должен был иметь 4000 солдат и офицеров.


Город начинается с вокзала.Часть третья

В инженерном ведомстве была подготовлена ​​нужна документация, а в Проскурове начались подготовительные работы и планировочная разбивка на местности. Площадка для главного форта выбрали на холме (высота 33) в районе нынешнего сквера с памятником-танком - отсюда удобно контролировать и железнодорожную линию, и Каменецкое шоссе.

Форт должен был быть пятиугольным, с наземными пушечными и мортирных батареями, подземными боевыми и жилыми помещениями. Впоследствии планировалось построить на флангах главного форта еще два меньших, а также еще один форт севернее железной дороги (р-н нынешней филармонии). Все четыре форты должны были составить Проскуровская крепость.

Однако после проведения подготовительных работ и планировочной разбивки на местности, в 1876 году строительные работы в Проскурове временно были прекращены в связи с обострением взаимоотношений с Турцией и необходимостью сосредоточить все внимание на защите Черноморского побережья. Форт в Проскурове так и не был построен, его проект остался лишь в чертежах, хранящихся в Центральном военно-историческом архиве Российской Федерации.


Город начинается с вокзала.Часть третья

Проскуровский трамвай

В 1899 году проскуровский купец Давид Волькович Ниренберг, находясь по коммерческим делами в Житомире, совершенно случайно стал свидетелем открытия в этом городе трамвайного движения. Это событие произвело на нашего купца неизгладимое впечатление и он сразу загорелся идеей организации трамвайного сообщения в родном Проскурове.

Но к тому времени о трамвае не могло быть и речи, так как в городе не было ни электросети, ни электростанции. Однако Ниренберг настолько увлекся идеей, что понемногу сам разработал "План сооружения городской электрической железной дороги" и, будучи влиятельным человеком начал подталкивать городскую власть к скорейшей электрификации Проскурова.

Наконец, весной 1910 городская дума объявила конкурс на электрификацию города. В конкурсе приняли участие проекты от четырех частных лиц, среди которых был и купец Ниренберг.В отличие от других только в его проекте отдельным пунктом отмечалось то, что после построения электростанции и проведения по городу освещения, он берется за строительство в Проскурове трамвая.

Был даже намечен маршрут, по которому должны были бы проложить трамвайные пути: Каменецкий переезд (район филармонии) - ул. Каменецкая - ул. Александровская (ныне - Проскуровская) - поворот по Старобульварной (ныне - Свободы) - Ул. Большая Вокзальная(ныне - Шевченко) - железнодорожный вокзал.

Однако в конкурсной борьбе городские власти отдали предпочтение проекту инженера Рабино-вича, который предусматривал строительство центральной электростанции, прокладку осветительной сети и подключение всех желающих электропотребителей. Победил обычный прагматизм - ведь Рабинович предложил целый ряд льгот для освещение городских улиц и для бюджетных учреждений (бесплатно освещать здание городской управы, городского сада, общественной библиотеки и др.).

О перспективе иметь трамвай, во время голосования даже никто и не вспомнил. К сожалению, оба вышеупомянутых проекты так и остались нереализованными, от чего город потерял возможность иметь две колоритные достопримечательности. Представляете, как было бы сегодня приятно сесть в вагон трамвая на Каменецкой и услышать голос кондуктора: "Следующая остановка - Проскуровская крепость".


Город начинается с вокзала.Часть третья

Не трамвай так троллейбус

Хотя в начале XX века в Проскурове так и не проложили трамвайные пути, однако через 60 лет в Хмельницком появился не менее удобный вид транспорта - троллейбус.

"24 декабря в 16.15 председатель исполкома городского Совета К.Карлов перерезал красную ленту, и первый троллейбус под аплодисменты участников митинга выехал из ворот депо. Вслед за ним, с интервалом движения 5-7 минут, отправляются еще 11 машин ..."- так сообщило областное радио в 1970 году о начале троллейбусного движения в Хмельницком.Первая троллейбусная линия была проложена от завода "Катион" до железнодорожного вокзала и имела длину 16 км. Главные магистрали, по которым пошли первые троллейбусы - улицы Фрунзе (ныне - Каменецкая) и 25-го Октября (ныне - Проскуровская).

Вскоре контактную сеть протянули в район Выставки и Раково. В 1973 году пассажиров перевозили уже по трем маршрутам, а парк троллейбусного управления насчитывал 79 машин (для сравнения - на конец 2005 года в Хмельницком ежедневно на 18-ти маршрутах выходило около 100 троллейбусов).В 1970-х годах проезд в троллейбусе обходился всего 4 копейки. Сначала, как и сейчас, в салонах машин работали контролеры-кондукторы. В 1975 году с целью повышения культуры обслуживания обслуживания перешли на систему, которая продержалась почти 20 лет.

Помните талончики, что "без компостера недействительны"? Долгое время тарифы на пользование городским транспортом по всей стране были одинаковы - в трамвае - 3 копейки, троллейбусе - 4 копейки, автобусе - 5 копеек. В 1987 году стоимость проезда на всех видах транспорта подняли до 5 коп.

С  1991 года проезд уже стоил 15 копеек ... А дальше пошло-поехало!

( продолжение следует )

Город Хмельницкий. Октябрь 2014 года

Первая часть

Вторая часть


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:




Вернуться в раздел Леонид Западенко

Translation of page
Рассылка Sandronic
Поиск по сайту
Посетители Сайта
Sandronic предпочитает
Gorg и Twitter
Статус в Skype
Gorg. Сертификат.
Счетчик любви Google
Tales from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Tales from Gorg
Реклама на сайтеРеклама на сайте Sandronic.ru Sandronic.ru- Персональный сайт. Интересные публикации на различные темы. Интервью с интересными собеседниками.Прекрасная библиотека....
Открыть раздел Реклама на сайте
Внимание!!! Конкурс!!!Дорогие Друзья. Было очень большое желание сделать на сайте раздел, где можно было бы проверить свою эрудицию, знания, интеллект... Первая попытка к сожаления не увенчалась успехом....

Открыть раздел Внимание!!! Конкурс!!!
Подборка  софта  от Gorga В сети можно найти очень много программ на любой вкус. Нет смысла из этого раздела устраивать свалку софта. Буду выкладывать только то, с чем сам сталкивался....
Открыть раздел Подборка софта от Gorga
Gorg.Библиотека. Идея создать нечто похожее на библиотеку была давно. Вернее создать то место, где можно будет скачать и почитать интересные книги. А тут получил письмо от Леонида....

Открыть раздел Gorg.Библиотека.
Как выжить в экстремальных условиях. Огонь, еда, вода и крыша над головой…Почему книга? Почему на такую тему? Всё очень просто. В былые времена вполне справедливо считалось, что книга, это лучший подарок....
Открыть раздел Как выжить в экстремальных условиях. Огонь, еда, вода и крыша над головой…
УчебникиВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Учебники
СтихиВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Стихи
Gorg.Фильмотека…Идея создать нечто подобное зародилась давно. Как то захотел найти фильм…Да, они есть, и скачать конечно же не проблема. Но сколько страниц пришлось просмотреть....

Открыть раздел Gorg.Фильмотека
Дмитрий  Халезов…Начав Беседу с Дмитрием Халезовым, и не мог предположить, что она далеко выйдет за рамки обычного разговора. Эрудиция, знания, свой неповторимый стиль подачи информации....

Открыть раздел Дмитрий Халезов
Константин ЧекмарёвВсемирная паутина, при всех своих минусах и плюсах обладает одним очень необходимым для людей качеством....

Открыть раздел Константин Чекмарёв
Леонид  Западенко...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно....

Открыть раздел Леонид Западенко
Яна ЧерничкинаЧто я успела сделать в жизни Полюбить жизнь +; Не спать всю ночь +; Съездить на море +; От избытка чувств обнять человека +; Выростить кактус +; Потерять телефон +; Гулять под дождём...

Открыть раздел Яна Черничкина
Гостевая книга Здравствуйте! Спасибо, что решили оставить запись в Гостевой Книге. Всё, что пишу и делаю на сайте, делаю для вас....
Открыть раздел Гостевая книга
Tales from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Tales from Gorg
Dishes from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...

Открыть раздел Dishes from Gorg
Interesting articlesВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Interesting articles
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Карта сайта
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Правила комментирования на сайте SANDRONIC.RU
Реклама на сайтеРеклама на сайте Sandronic.ru Sandronic.ru- Персональный сайт. Интересные публикации на различные темы. Интервью с интересными собеседниками.Прекрасная библиотека....
Открыть раздел Реклама на сайте