софт,музыка,статьи,анекдоты,учебники,сайтостроение,хостинг,обзоры
ГлавнаяВ гостях у Gorga. Беседа с интересным человеком.Gorg.Не факт...Gorg.Любовь и Секс.Мужчина и ЖенщинаTales from GorgРеклама на сайте
Общение на сайте
Мы рекомендуем
Цитата
Валюта
С 29.11.09

Леонид Западенко

 

Леонид  Западенко

...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...

 

Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях

Youtube
Twitter
Livejournal
Facebook
Friendfeed
Stumbleupon


 

Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

Легенда о Проскуровской бане

Необходимое вступление.

Все началось с того, что некоторое время назад я увидел во сне баню. Вообще-то мне редко снятся сны, а в бане за всю прошедшую жизнь бывал всего несколько раз-предпочитаю домашнюю ванну. А тут так натурально все это банное действо увидал. И представьте себе, получил удовольствие. И хоть я человек не суеверный, но из простого любопытства захотелось узнать, к чему бы этот специфический сон.

Нашел сонник, открыл на слове «БАНЯ» и вот что прочитал :

1. Увидеть во сне баню - вас ждут приятные приключения.

2. Париться во сне - к веселью и прибыли.

3.Мыться самому в бане - неожиданность, здоровье, богатство. Если при этом вы получаете удовольствие и наслаждение - вас ждет счастливая семейная жизнь, полная радости и удовольствий.

4.Если, вы видите, как моются другие, - нас ожидает интересное общество

5.Если во сне вы находитесь в парилке - это предвестие того, что все ваши проблемы неожиданно разрешатся достаточно простым, но неординарным образом.

И что бы вы думали. Практически все что прочитал в соннике осуществилось. Поневоле станешь суеверным….

Место действия: Украина город Хмельницкий начало 2013 года. Как всегда в начале повествования необходимо сказать несколько хороших слов о родном городе.

Хмельницкий – славный город нашей родной Украины, город хороших и приятных людей, город с давней историей и великолепной культурой. Жители и гости Хмельницкого имеют возможность прекрасно провести здесь свое свободное время, погулять, повеселиться, отдохнуть. Немаловажную часть в развлекательно-оздоровительной сфере занимают бани и сауны Хмельницкого.

Своих любимых посетителей сауны встречают радушием и гостеприимством, пытаясь максимально удовлетворить пожелания клиентов. Здесь Вам предоставят полный спектр всего необходимого для правильного и приятного отдыха в сауне, предложат целый комплекс сопроводительных услуг, сделают массаж. Также часто в банях и саунах можно найти бильярдный стол или другие игровые элементы, которые существенно дополнят отдых и сделают его более разнообразным.

Польза от посещения бани или сауны давно была известна нашим предкам, именно поэтому банные традиции происходят еще с очень давних времен. Сауна стала не только частью быта, но и элементов культуры у многих народов. Конечно, в современном мире роль сауны имеет немного другой формат, так как сейчас она служит средством релаксации и оздоровления, а раньше была скорее местом, где можно было помыться.

Ну, это сейчас, когда плоды цивилизации проявились и в нашем старом городе. А как же стоял вопрос с банями и гигиеной в старом Проскурове в XIX веке? На этот вопрос можно ответить отрывком из книги Сергея Есюнина «Прогулка Проскуровом»

«Первые сведения о существовании в Проскурове общественной бани находим в середине XIX века. Располагалась она в небольшом одноэтажном домике в прибугских кварталах и была довольно примитивной: банщик в кадках привозил на подводе воду из реки, грел ее в металлическом котле, и, пожалуйста, приходи купаться. Работала баня только в холодное время года, а летом горожане мылись в реке, в так называемых "купальнях".

В начале 1920-х годов в Проскурове действовало уже несколько частных бань. Но отсутствие в городе водопровода не давали им возможности работать бесперебойно. Такое положение, в первую очередь, не устраивал военные части нашего города, для которых еженедельная помывки в бане - законное право и острая потребность. Поэтому именно командование гарнизона и подняло вопрос немедленного строительства мощной бани.

Но решить вопрос о сооружении бани можно было только в комплексе с полной перестройкой коммунального хозяйства города, которую начали в 1928 году. Почти одновременно в Проскурове построили водопровод (введен в действие в 1929 г.), электростанцию ​​(1930 г.) и баню (начали строительство в 1929 г.). Комплекс бани, в который вошли также котельная и механическая прачечная, окончательно был введен в действие в 1932 году. Новое коммунальное предприятие получило название "Гарнизонная и гражданская коммунальная баня имени 12-летия Октября".

Проскуровская баня стала крупнейшей в области, а механическая прачечная вообще единственной на весь регион. За день баня могла принять 2200 человек. Особым шиком у проскуровчан считалось посещение "ванных номеров", которых было всего 7. Общее гражданское отделение имело 41 место, военное - 75.

Так, Проскуровская баня до войны обслуживала преимущественно военных. Поэтому неудивительно, что отношение к ней было, как к важному стратегического объекта. »

Оказывается что только благодаря Советской власти в городе Проскурове появилась нормальная общественная баня (которая функционирует уже более 80-ти лет), а до того времени городок утопал в грязи, потому что в основном жители города мылись зимой в своих домах, а летом в речке.

Необходимая историческая справка. Информация из адресного календаря Подольской губернии по городу Проскурову.

В 1897 г. жителей 22915 (13783 мужч. и 9132 женщ.). По данным 1896 г.,евреи составляли 39,5%, католики 30,1%, православные 29,8%, лица других исповеданий 0,6% общего числа жителей.

Церквей православных 2, костел 1, синагог и еврейских молитвенных домов 8. Двухклассное городское училище с приготовительным классом и женским отделением, еврейское начальное, двухклассное приходское и 2 начальные школы. Больниц 4. Благотворительное общество.

В 1896 г. городских доходов получено 34832 рубля, расходы — 31056 руб., в том числе на городское самоуправление 6466 руб., на учебные заведения 560 руб., благотворительные заведения 506 руб., на врача 271 руб.

Фабрик, заводов и др. заведений промышленного характера 29, с производством на 952 453 руб., при 621 рабочем: сахароварный завод 1 — на 473 992 руб., при 399 рабочих, 2 паровые мукомольни (160 тыс. руб.), три водяных (60 880 руб.), 3 завода растительных масел (14 тыс. руб.), 1 табачная фабрика (21 8181 руб.), 2 мыловаренных завода (5 тыс. руб.), 2 свечно-сальных, 3 кирпичных, 4 заведения минеральных вод, 1 механический завод, 1 экипажная фабрика, 2 типографии, 1 литография и 3 фотографии.

И ничего не написано о бане. А между тем в России дела по этому вопросу обстояли так…

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.

Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.

Вот что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина):

«Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага.

Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то толико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Англичанин В.Туг (W.Toog), член Императорской академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются положительным влиянием русской бани. Кстати с 1877 по 1911 г. было написано около 30 диссертационных работ о лечебном «воздействии русской бани».

Но это же сказано про «РУССКУЮ БАНЮ», а ведь Проскуров населенный преимущественно жителями-евреями и находящийся в черте оседлости разве мог чем-нибудь отличаться от других городов в гигиеническом отношении ?

….и меня заинтересовал вопрос … В каких банях традиционно мылись евреи (иудеи)?

ОБЩЕСТВЕННЫХ или ИНДИВИДУАЛЬНЫХ.

«И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения.., и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть... и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их»/Исх. 30:17-21/.

Бани и теплые купальни у иудеев появились только после знакомства с греческой цивилизацией. Но задолго до этого, еще со времен Моисея, у евреев существовал обычай ежедневных омовений, хотя в Палестине и прилегающих районах атмосферные осадки очень редки и скудны, и поэтому воду всегда расходовали экономно.

Особая чистота требовалась от священников, как от лиц, вступающих в более тесные отношения с Богом; перед входом в скинию висел медный умывальник, из которого священники омывали руки и ноги при вступлении в святилище.

По Талмуду, даже «назарею, который должен был тщательно наблюдать, чтобы ни один волос не упал с его головы, дозволялось тереть лицо, руки и ноги содой и песком, несмотря на то, что таким образом он рисковал потерять несколько волосков». Кроме соды и песка, для натирания лица употребляли порошок толченого кирпича, перцовый порошок и мыло из отходов сезама, смешанного с жасминовыми цветами.

Но этими препаратами пользовались в исключительных случаях, обыкновенно же доволь-ствовались омовением холодной водой - по утрам и теплой - по вечерам. В Талмуде говорится: «Немного холодной воды по утрам и омовение рук и ног в горячей воде по вечерам - лучше для здоровья, чем все возможные лекарства».                                           

Считалось опасным прикасаться к глазу немытой рукой после ночного сна и требовалось троекратное обливание рук утром, что и до настоящего времени у евреев считается обязательным.

Местом купания иудеев служили ямы и цистерны, располагавшиеся во дворах и наполнявшиеся дождевой водой. Купались также в пещерах, наполняемых водой из дождевых потоков или ручьев. Устраивались и термальные ванны, но по субботам купаться в них запрещалось, так как по субботам не разрешалось топить печи или жечь костры.

После знакомства с греческой цивилизацией у евреев появились бани и теплые купальни.

Нормальная еврейская баня состояла из трех помещений:

1) приемной, где все сидели одетыми, отдыхая перед купанием;

2) предбанника, раздевальни;

3) помещения для потения. Во внутреннее помещение, в котором находились бассейны, посетители входили нагими.

Для благородных людей к топливу прибавлялись благовония. Печь для топки бани находилась под землей, она нагревала котлы наверху.

При входе и выходе из бани молились, чтобы не поскользнуться на мраморном полу. Кстати, один такой случай описывается в Талмуде.

В бане вели беседы, которые так и назывались «банными». Скамейки в банях были мраморными, а в помещении для потения - дощатыми, так как на мраморных сидеть было невозможно - они были горячие. Для обтирания использовались утиральники или простыни. После бани обязательно выпивали стакан вина.В бане был штат обслуживающих: утиральщики, цирюльники, чистильщики, натиральщики тела благовониями, обливальщики (обливали после бани теплой или холодной водой).

Поскольку в субботу у иудеев горячие купания запрещены, то после субботы, в воскресенье все шли в баню. Считалось неприличным совместное мытье в бане с лицами, к которым по их званию или личным отношениям следовало чувствовать особое отношение. Нельзя было мыться в бане вместе с царем или первосвященником, ученику с учителем.

В еврейских банях не разрешалось произносить слово «Тора» (священная книга евреев) и запрещалось приветствовать друг друга. Существовали и так называемые ритуальные бани, в которых вода должна была быть проточной, а емкость бассейна составлять не менее 120 галлонов.

Особенно распространены были еврейские ритуальные бани в средние века. Евреи строго соблюдали предписания об очистительной ванне. Менструирующие женщины мылись только в ритуальных банях, с проточной водой.

МИКВЕ́ (מִקְוֶה, буквально `скопление воды`; ср. Быт. 1:10), водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты

Раввинистические авторитеты предписывают омовение в микве в тех случаях, когда Библия требует «омыть тело водою» (Лев. 14:9; 15:5, 7; 16:4, 24; Чис. 19:7–8 и др.), Омовение в микве, однако, практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности, в канун субботы, праздников и постов, особенно Иом-Киппур. Практикуется также омовение в микве посуды, изготовленной неевреями (Чис. 31:21–23).

Среди каббалистов и хасидов обязательно омовение в микве перед ежедневной молитвой Шахарит.

Микве строится на земле (причем — не из готовых блоков), ее пол и стены не должны допускать просачивания или утечки воды. Вода микве — стоячая (не проточная и не просочившаяся).

Минимальное количество воды — 40 сеа (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров). Микве наполняется на 40 сеа дождевой водой или водой, поступающей непосредственно из естественного источника (эта вода не должна быть доставлена в сосудах), после чего может быть добавлено любое количество воды без определения ее источника и способа доставки.

Наиболее распространенная конструкция микве состоит из водосборника (обычно — бассейна), куда поступает по трубам 40 сеа дождевой воды (обычно — с крыши) и добавляется вода из системы городского водоснабжения: смешанная таким образом вода поступает в микве через отверстие в стене, отделяющей ее от водосборника.

В эпоху Второго храма омовение в микве практиковалось широкими массами (Иосиф Флавий, Древ. 18:38), и обязательность омовения перед посещением территории Храма признавалась даже иноземными царями, правившими Иерусалимом (Древ. 12:145). Для тысяч пилигримов, прибывавших в Иерусалим в паломнические праздники, были построены многочисленные микве. Бет-дин назначал специальных лиц, в обязанности которых входила проверка соответствия микве всем галахическим требованиям.

Археологические раскопки микве эпохи Второго храма, как, например, в Кумране, Масаде и Геродионе, показывают, что современные микве сохранили основные черты микве времен Мишны и Талмуда. Микве представляла собой неотъемлемую принадлежность еврейской общины и обычно строилась при синагоге. Способы строительства микве в Эрец-Исраэль соблюдались в диаспоре во все эпохи и сохранились до наших дней.

Наиболее древние остатки микве в Германии относятся к 12 в. (Кельн, 1170 г.). Микве в Вормсе представляет собой подземное сооружение, в которое ведут 19 ступеней, и еще 11 ступеней — для входа в воду. Так же построенным микве в Каире и в подвале синагоги «Тиф’ерет Исраэль» в Старом городе Иерусалима.

Характерно, что уже в древности уделялось внимание гигиенической стороне обряда омовения в микве: согласно постановлению, приписываемому Эзре, женщины перед омовением в микве должны вымыть голову (БК. 82а). В средние века многие микве служили также банями, в частности, из-за запрета евреям мыться в реках вместе с христианами. В настоящее время при микве есть отдельные кабины с ванной, купание в которых (наряду с расчесыванием волос, снятием лака с ногтей и т. п.) служит подготовкой для омовения в микве, которое предполагает окунание с головой.

….это только присказка, сказка впереди…

Начало 2013 года. Государственный архив Хмельницкой области


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

Начата работа с архивными документами сохранившимися в областном Хмельницком архиве. На обложке одного из многочисленный дел второй половины XIX века, взятого на исследование мы прочли….

« Дело Подольского Губернского управления Прошение поверенного Проскуровского Еврейского общества…..о разрешении расширения бани в г.Проскурове»


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

Документ № 1

Всепресветлейший , Державнищий Великий Государь Император Александр Николаевич

Самодержец Всероссийский,Государь Всемилостивищий !

Просит поверенный Проскуровского еврейского общества житель города Проскурова же мещанин

Пейсарнетка Абрам сын Трухмана и очень мое прошение тому следующий пункт

Представляю при сем в двух экземплярах план составленный на преобразование и расширение существующей в г.Проскурове старой общественной бани, а также приговор общества с копиею который, я уполномочен по этому предмету Всеподданнейше прошу

К сему прошению

Дабы повелено было о разрешении Проскуровскому еврейскому обществу перестройку свыше упомянутой бани согласно представленному плану. Это распоряжение возвратить мне один экземпляр с надлежащею утвердительною надписью 1878 года февраля 15 дня к подаче надлежит в Подольское губернское правление.

Сие прошение сочинял и писал сам проситель мещанин Пейсарнетка Абрам Трухман руку приложил

Не знаю, может быть люди которые занимаются историей нашего города видели на своем веку прошения на имя царя Александра Николаевича Романова, а мы увидели подобный документ первый раз в своей жизни….вот он


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

Однако …. царь Александр II и баня в городе Проскуров….

Историческое отступление

Александр II Николаевич (17 [29] апреля 1818, Москва - 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) - император Всероссийский, царь польский и великий князь Финляндского (1855-1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеское, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии - освободители (в связи с отменой крепостного права по Манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

Фотография сделана между 1878 и 1881 гг.

Последующие документы в комментариях не нуждались (приводятся в современной транскрипции)

Документ № 2

Общественный приговор

1877 года июня 10 дня мы нижеподписавшиеся жители евреи г.Проскурова собравшиеся на мирской сбор числа более 2\3 наличных домохозяев, имея рассуждение о следующем так как наша существующая общественная баня построенная из давних времен, часть которой каменная а часть деревянная, и крыша на оной непрочная, требует капитальной перестройки и устройства новой несгораемой крыши, то мы поэтому постановлены в необходимость существующую нашу баню перестроить нашими собственными средствами как составляющую первейшую и самую необходимую потребность города в гигиеническом отношении.

Необходимость перестроить нашу существующую баню стала для нас тем более ощутительна что в нашем городе при 15000 душ населения имеется лишь годная незначительная по своей величине баня, которая конечно при таком народонаселении требует перестройки и расширения.

Одновременно с обсуждением упомянутого вопроса мы почувствовали потребность в опытном и честном человеке которому мы могли бы доверить хозяйствование по данному дому.

Такого человека мы нашли в лице мещанина Пейсарнетки Абрама Трухмана, которому вручая чертеж в двух экземплярах составленный проскуровским ……… проектированной нашей бани и все нужные к этому документы, уполномочивает его Пейсарнетку Трухмана представить сказанные чертежи со всеми документами в Подольское Губернское управление для утверждения.

И по утверждению получить обратно, равно уполномочить Леве Трухмана доставить от нашего общественного …. на законном основании заверить и подписать в нужных по этому дому справки, подавать объявления и прошения во все присутственные места, словом делать все что он найдет нужным.

Для чего составлен настоящий приговор Вручить приговор купцу Ицко Гондману для представления оного в Проскуровскую думу на засвидетельствование и вручение затем Трухману (далее подписи мещан-евреев г.Проскурова на двух листах)

Общественный приговор подписан Проскуровским еврейским обществом и за которых неграмотных расписался еврей Лейб Гиусман в том подпись мою и печатью удостоверяю

Июля 10 дня 1877 го. (М.П.)

Сборный староста Имус Веретин 1877 года июня 15 дня что настоящий приговор составлен на мирской среде, в чем Пороскуровская городская дума подписью и приложением печати удостоверяет.

Городской голова Венгряйноцкий

Секретарь Савицкий № 2171


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

Последний лист общественного приговора

Документ № 3

Доклад

Поверенный Проскуровского еврейского общества житель г.Проскурова мещанин еврей Пейсах-Юдка Абрамов Трухман при прошении подписанном в Губернском управлении 15 сего февраля представляет в двух экземплярах планы на преобразование и расширение существующей в г.Проскурове общественной еврейской бани, и просит с приговором того общества и копию с оного,, которым Трухман уполномочен по сему делу просить разрешение этому обществу перестройку сказанной бани в г.Проскурове по представленному плану.

Справка

Из дела стр.отделения видно, что в следствие донесения Проскуровского полицейского управления, полученного в Губернском управлении 28 мая,4 июня и 9 августа за № 7651,8004 и 11238 ,представленное прошение еврея Голдсмана ходатайствовавшего об исправлении вне которой части сказанной бани, в одном из этих донесений сказано, что к удовлетворению ходатайства Годсмана ,относительно исправления существующей бани, препятствий со стороны Полицейского управления не имеется и строительное отделение, по резолюции Г.губернатора состоявшейся 26 ноября 1878 года, представляет Годсману (право) устроить баню по предварительному испрошению в надлежащем порядке разрешения.

О чем дано знать Проскуровскому уездному полицейскому управлению в разрешении рапортов его, и вместе с тем 27 ноября 1878 года за № 1305 предложено оно на основании 404 ст.уст.стр. заставило Голдсмана к безотлагательной перестройке сказанной выше бани, с устранением всех испытываемых неудобств .

По рассмотрению в строительном отделении представленного поверенным Трухманом плана на преобразование и расширение существующей еврейской общественной в г.Проскурове бани,

Оказалось что план составлен согласно правилам архитектуры и строительного искусства по городских постройках ……. , а по сему просимая перестройка, и равно устройство колодцев (микв) могут быть допущены с …… однако же

1. чтобы просимая перестройка начата была не иначе как по предварительному отводу линии уездным землемерном с росписью его в том на самом плане.

2. чтобы они производимы были без отступлений от одобренного проэкта,под наблюдением архитектора

3. чтобы в устройстве колодцев (микв) вода была выкачиваема еженедельно

4. чтобы предварительно открытия купален после устройства их согласно плану Проскуровское еврейское общество или их поверенный заявили Проскуровскому полицейскому управлению для освидетельствования в правильном устройстве по плану и донесению Губернскому управлению с испрошением особого разрешения для …… колодцев (микв) и затем

5. чтобы существующий колодец обозначенный на генеральном плане и как по урегулированному плану выходящему ныне на набережную проектируемую улицу, был закрыт и перенесен на другое назначенное на плане место внутрь двора.

Закон 322 статья ХII по ч.1 уст.стр. сказано: частные постройки в городах производятся не иначе как с дозволения местного начальства, а 413 ст. того же тома и устава ,что торговые бани надлежит строить близь воды и в удобных местах дабы городским строениям не было от них опасности. Они должны быть в два отделения-одно для мужского, другое для женского пола особыми выходами и надписями.

Губернский архитектор

Делопроизводитель

Резолюция

Одобренный Строительным отделением план на преобразование и расширение существующей еврейской общественной бани в г.Проскурове утвержить просимую пооному перестройку дозволить на основании 322 и 413 ст. XII т. уст. …с тем однакоже,чтобы произведены были во всем согласно изложенным в справках Строительного отделения ,и сделать надпись на одном из представленных экземпляров плана…сделать строительному отделению другой экземпляр в копии надлежащим заверении в личном подлинном общественном приговоре препроводить Проскуровскому полицейскому управлению для передачи по принадлежности поверенному Трухману и объявлении в месте с сим просимого через Проскуровское уездное полицейское управление которому предписано личное наблюдение за правильным устройством в натуре разрешенной постройкой а переписку с сим считать конченной.

И.о губернского инженера

За вице губернатора Старший советник                                24 февраля 1878 года

За губернатора   Вице губернатор

По прошению поверенного Трухмана разрешается преобразование и расширение еврейской бани в г.Проскурове

Документ № 4

20 марта 1878 года

В Проскуровское губернское управление

Проскуровского уездного полицейского управления

Расписку Поверенного Проскуровского Еврейского общества Пойсаха Адки Трухмана об объявлении ему предписания Губернского управления от 1 марта сего года за № 160 о разрешении обществу постройки общественной бани, и о вручении ему общественного приговора с копией и планом полицейское управление прислало в Подольское губернское управление

марта 15 дня 1878 года

Документ № 5

1878 года марта 13 дня

Даю расписку г.Проскуровскому Полицейскому надзирателю в том что предписание Подольского губернского Управления от 1 марта сего года за № 160 о разрешении обществу г.Проскурова расширить общественную баню мне сего чила объявлено и приговоренный при оном общественный приговор в листах с планом получил в чем подписываюсь

Пейсарнетка Трухман

Полицейский надзиратель Барлин

Документ № 6


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

Проект

На преобразование и расширение существующей каменной бани в два отделения с устройством в ней колодцев (микв) под крышею из несгораемого материала, Еврейскому Обществу города Проскурова, Подольской губернии

Левая часть

Внизу   По сему проекту предположенную постройку прошу дозволить Поверенный Проскуровского еврейского общества Пейсарнетка Абрамов Трухман

Середина

Проект сий по рассмотрению Строительным отделением Подольского губернского Управления утвержден и просимое по оному преобразование и расширение существующей общественной еврейской в г.Проскурове бани дозволяется но с тем однако

1. чтобы просимые постройки начаты были не иначе как по предварительному отводу линии городским землемером согласно распискою его на самом плане

2. чтобы производимо было строительство данного прожекта под наблюдением архитектора

3. чтобы в устроенных колодцах (миквах) вода была выкачиваема еженедельно

4. чтобы предварительно открытию купален и устройства их согласно плану Проскуровское еврейское общество или их поверенный заявили Проскуровскому полицейскому управлению для освидетельствования в правильном устройстве по плану и донесению Губернскому управлению с испрошением особого разрешения для открытия колодцев (микв) и затем

5. чтобы существующий колодец обозначенный на генеральном плане и как по урегулированному плану выходящему ныне на набережную проектируемую улицу, был закрыт и перенесен на другое назначенное на плане место внутрь двора.

Подписи

Наблюдение по сему проекту принимаю на себя

Младший инженер Як. Кривук

Правая часть

Генеральный план

С показанием под литерой А бани, под литерой Б резервуара для стока грязной воды, под литерой С, устройства колодези, под литерой Д сточных труб, а под литерой И частей подлежащих к снесению

План части города Проскурова

С показанием проектного расположения и участка земли лит а, б, с, д, принадлежащего Проскуровскому Еврейскому Обществу.

Фрагмент из книги проскуровского нотариуса Константина Ивановича Колоколова


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

«Но… настала новая эра, и… город серьезно зашевелился, особенно когда приступлено было к постройке грандиозных казарм для кавалерийского полка, а вслед за тем было приступлено к постройке песочно-рафинадного сахарного завода. Приехали новые лица, один из них, инженер-технолог Л(евинзон)., оказался общественным деятелем, инициатором, которому проскуровцы обязаны прекрасной еврейской больницей и баней с электрическим освещением.»


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

Месторасположение бани на карте г.Проскуров 1824 года

Так самодержец Всероссийский оставил свои след в становлении маленького городка в черте оседлости Подольской губернии великой Российской империи.


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

До трагической гибели Александра II оставалось ровно три года…..

Вероятно, общественная еврейская баня использовалась по своему прямому назначению вплоть да Великой Отечественной войны. Во время войны на территории кварталов прилегающих к реке Южный Буг немцы организовали гетто. Много домов было разрушено И после войны разрушенные дома были снесены.

А может быть здание стояло вплоть до того времени когда на этом месте начали строить новые девятиэтажки…никто этого не помнит. Но то, что в Хмельницком архиве уже 135 лет лежит дело о Проскуровской бане это неоспоримый факт.

Жаль конечно что никто из неоднократно посещавших это благословенное заведение Проскуровских фотографов не удосужился сфотографировать здание Проскуровской бани, чтобы благодарные потомки воочию увидели то место, где мылись и набирались физических и духовный сил их предки.

Впрочем ….это можно и нарисовать…


Легенда о Проскуровской бане.Леонид  Западенко

г.Хмельницкий   Январь 2014 года


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:




Вернуться в раздел Леонид Западенко

Translation of page
Рассылка Sandronic
Поиск по сайту
Посетители Сайта
Sandronic предпочитает
Gorg и Twitter
Статус в Skype
Gorg. Сертификат.
Счетчик любви Google
Tales from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Tales from Gorg
Реклама на сайтеРеклама на сайте Sandronic.ru Sandronic.ru- Персональный сайт. Интересные публикации на различные темы. Интервью с интересными собеседниками.Прекрасная библиотека....
Открыть раздел Реклама на сайте
Внимание!!! Конкурс!!!Дорогие Друзья. Было очень большое желание сделать на сайте раздел, где можно было бы проверить свою эрудицию, знания, интеллект... Первая попытка к сожаления не увенчалась успехом....

Открыть раздел Внимание!!! Конкурс!!!
Подборка  софта  от Gorga В сети можно найти очень много программ на любой вкус. Нет смысла из этого раздела устраивать свалку софта. Буду выкладывать только то, с чем сам сталкивался....
Открыть раздел Подборка софта от Gorga
Gorg.Библиотека. Идея создать нечто похожее на библиотеку была давно. Вернее создать то место, где можно будет скачать и почитать интересные книги. А тут получил письмо от Леонида....

Открыть раздел Gorg.Библиотека.
Как выжить в экстремальных условиях. Огонь, еда, вода и крыша над головой…Почему книга? Почему на такую тему? Всё очень просто. В былые времена вполне справедливо считалось, что книга, это лучший подарок....
Открыть раздел Как выжить в экстремальных условиях. Огонь, еда, вода и крыша над головой…
УчебникиВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Учебники
СтихиВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Стихи
Gorg.Фильмотека…Идея создать нечто подобное зародилась давно. Как то захотел найти фильм…Да, они есть, и скачать конечно же не проблема. Но сколько страниц пришлось просмотреть....

Открыть раздел Gorg.Фильмотека
Дмитрий  Халезов…Начав Беседу с Дмитрием Халезовым, и не мог предположить, что она далеко выйдет за рамки обычного разговора. Эрудиция, знания, свой неповторимый стиль подачи информации....

Открыть раздел Дмитрий Халезов
Константин ЧекмарёвВсемирная паутина, при всех своих минусах и плюсах обладает одним очень необходимым для людей качеством....

Открыть раздел Константин Чекмарёв
Леонид  Западенко...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно....

Открыть раздел Леонид Западенко
Яна ЧерничкинаЧто я успела сделать в жизни Полюбить жизнь +; Не спать всю ночь +; Съездить на море +; От избытка чувств обнять человека +; Выростить кактус +; Потерять телефон +; Гулять под дождём...

Открыть раздел Яна Черничкина
Гостевая книга Здравствуйте! Спасибо, что решили оставить запись в Гостевой Книге. Всё, что пишу и делаю на сайте, делаю для вас....
Открыть раздел Гостевая книга
Tales from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Tales from Gorg
Dishes from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...

Открыть раздел Dishes from Gorg
Interesting articlesВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Interesting articles
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Карта сайта
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Правила комментирования на сайте SANDRONIC.RU
Реклама на сайтеРеклама на сайте Sandronic.ru Sandronic.ru- Персональный сайт. Интересные публикации на различные темы. Интервью с интересными собеседниками.Прекрасная библиотека....
Открыть раздел Реклама на сайте