софт,музыка,статьи,анекдоты,учебники,сайтостроение,хостинг,обзоры
ГлавнаяВ гостях у Gorga. Беседа с интересным человеком.Gorg.Не факт...Gorg.Любовь и Секс.Мужчина и ЖенщинаTales from GorgРеклама на сайте
Общение на сайте
Мы рекомендуем
Цитата
Валюта
С 29.11.09

Леонид Западенко

 

Леонид  Западенко

...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...

 

Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях

Youtube
Twitter
Livejournal
Facebook
Friendfeed
Stumbleupon


 

Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Отрывки из семейных воспоминаний о моем дедушке Павле Шевчуке

В дальнейшем он занимался строительными работами и принимал активное участие в жизни польской Проскуровской общины неоднократно избирался кассиром в Проскуровском костеле св.Анны.Мама рассказывала что когда в середине 20-х годов проводили ремонт костела, то она помогала дедушке перекрывать крышу костела.

По рассказам мамы и ее сестер дедушка Иосиф продолжал работать до 1936 года в совете костела св.Анны, и вся семья была свидетелями разрушения костела. Во второй половине 1936 года один из знакомых дедушки, еврей, который работал делопроизводителем НКВД вечером пришел в дом семьи Шевчуков и предупредил, что на следующий день из НКВД придут арестовывать дедушку.

Сразу после этого предупреждения собрав необходимые вещи и захватив документы дедушка ушел из Проскурова на ближайший полустанок, сел на проходящий поезд и уехал в Одессу, где в то время жила одна из его дочерей Филя. Затем через пару месяцев он уехал в Запорожье, где в то время работала после окончания Московского горного техникума другая дочь Броня, и лишь после этого он перебрался в Курск, где к тому времени жила с семьей третья самая старшая дочка Мария. Ее выслали с семьей из Проскурова в начале 1936 года.

Бабушка никогда не рассказывала что произошло в доме на следующий день после бегства дедушки, но вскоре она продав дом какому-то еврею уехала вместе с младшими сыновьями в Курск.

Так, благодаря помощи человека, который уважал дедушку, семья спаслась. Имя этого проскуровского еврея родичи не хотели называть, хотя прекрасно знали его и его семью. Он остался не названным. Вот так, помогая по возможности друг другу и жили жители Проскурова середины 30-х годов. Евреи, поляки, украинцы, русские…

Вот практически и все воспоминания которыми поделились со мной мои родные….

Недавно связался со мной сын моего двоюродного брата Юры Гребченко, который живет в Запорожье, Дмитрий Гребченко. Он поделился воспоминаниями брата которые тот писал в течении ряда лет. Юра родился еще до войны и написал то, что помнил об этом времени....

"Дед Иосиф был мастеровой человек, плотник и печник, грамотный. Он умел читать и писать и был избран церковным старостой. В дореволюционное время он получал польские журналы. В общем, он был в то время известным человеком в городе. Так вот, после того, как большевики пришли к власти и объявили войну церкви, начались проблемы у наших предков.

В 1934 году в Проскурове большевиками был взорван католический костел. НКВД (народный комиссариат внутренних дел) предложил деду, как церковному старосте сдать все ценности, принадлежащие костелу. Однако дед отказался, мотивируя тем, что они принадлежат не ему, а людям. Очевидно ценности все-таки конфисковали, но деда пока не тронули.

После уничтожения костела мой дед работал в строительной организации, подчиненной той же НКВД. Дед был мастеровым человеком, строителем. В один прекрасный день один его знакомый сказал, чтобы он с работы не возвращался, т.к. его арестуют и посоветовал ему покинуть город, сказав, что искать по стране его не будут.

Дед переоделся после работы и пошел по направлению к дому. Подойдя с другой стороны к дому, он увидел двух поджидающих его людей. Через знакомых детей он передал жене, что домой не вернется и попросил одежду и денег. Все это его жена бабушка Аня, передала ему, и он поездом уехал в Курск к своей дочери Мане. По рассказам бабушки еще несколько дней моего деда поджидали НКВДисты. Затем они сказали, чтобы он, после появления дома, пришел в органы".

Теперь после такого вступления можно вернутся непосредственно к рассказу о Проскуровском костеле святой Анны. Самое интересное, что люди живущие в нашем городе в своем подавляющем большинстве ничего не знают об истории города где они провели всю свою сознательную жизнь.

Трудно определить кто или что в этом виноват, ведь в Европе, в которую так стремятся попасть нынешние жители Украины, к вопросу истории своего народа относятся очень серьезно. Ну да бог с ними. Главное, что наша семья, мои друзья и знакомые помнят, кто они такие и откуда пришли их предки. И это радует.

Для начала необходимо вспомнить, как поляки появились в этих местах. Некоторые историки утверждают, что город Хмельницкий имеет почти 600-летнюю историю и ведет свою родословную от небольшого поселения Плоскиров или Плоскировцы. как говорят

«Точная дата основания города не известна, однако установлено…»

Ну что ж пусть будет 600 лет (хотя можно было-бы и увеличить эту цифру тем более что поселения в этой местности были еще во времена Великой Скифии….). Но мы не будем уподобляться некоторым историкам пытающимся представить на суд изумленных читателей новую трактовку исторической датировки древней истории, а спокойно вернемся уже к известным датам и событиям минувшего. В первой половине 15-го века Подолье стало ареной жестоких и кровавых споров между литовскими князьями и польским королевством.

Польша в этом споре оказалась более убедительной, и в результате часть Подолья, включая Побужье перешла под власть Польской Короны. Победители на радостях начали делить новые присоединенные земли и польский король Владислав ІІ Ягайло в 1431 г. предоставил верной шляхте привилегии на новые подольские владения. Среди населенных пунктов, которые упоминаются в документах королевской канцелярии от того года, записано поселение под названием Плоскировцы и соответствующая этому запись:

10 февраля в 1431 г. в городе Сопоте король Владислав ІІ Ягайло записывает Яну Чанстуловскому 100 гривен на владение «селами Голисин и Плоскировцы на реке Бог в Летичивскому уезде Подольской земли».


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Само «дарование» новых земель могло выглядеть, так как на картине Яна Матейко


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Король Польши Владислав III (1434-1444 гг.) В годы его правления правления находится упоминание – подтверждение права на владение поселением, которое уже названо как Плоскиров.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

В те годы Плоскиров был небольшим населенным пунктом, о чем записано в документе “Реестр дымов Подольского воеводства 1493 г.” где сообщалось о наличии в поселении всего 7 дымов, то есть дворов.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

В середине XV века Плоскиров вошел в состав имений давнего и самого зажиточного на Подолье рода Бедрихов. Хозяином Плоскирова стал Николай Бедрих (он известен как первый каменецкий кастелян - смотритель замка или костела). Около трехсот лет Плоскиров входивший в состав польского государства имеет статус местечка и является центром плоскировского староства.

В местечке появляются цеха, развиваются ремесла и торговля, проводятся ярмарки. Численность жителей его не превышала 2-3 тысячи, а иногда, во время и после нападений захватчиков, местечко вообще опустошается, и на это место переселялись жители из владений польской шляхты.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Во второй половине XVI века местечком Плоскировов переходит во владения известной благородной семья Влодеков. Одним из этой семьи и был хорунжий и каменецкий староста Мацей Влодек – известный в то время в польском королевстве военачальник. От него Плоскиров перешел к сыну Станиславу – будущему белзкому воеводе и галицкому и коломийскому старосте.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

В XVІІ – XVIІІ веках Плоскиров находился во владении одного из самой известных родов Речи Посполитой – Замойских. В разные годы местечком владели Томаш Замойский – известный военачальник, и Анжей Замойский – большой коронный канцлер.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Элементы их родового герба, известного под названием “Елита”, нашли отображение в гербе города – “на голубом поле три скрещенных стрелы, средняя острием к низу, а две крайние – острием вверх”.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Во время Освободительной войны украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого Плоскиров и его околицы неоднократно оказывались в центре противодействия казацких и польских войск, и неоднократно подвергался опустошению.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

После присоединения Подолья к Российской империи, 5 июля 1795 г. императорским указом была образована Подольская губерния. Один из уездов губернии стал называться Проскуровским, а его центром отмечен город Проскуров. Именно в этом императорском указе впервые встречается название Проскуров.

Интересно, что некоторое время, два названия (Плоскиров и Проскуров) существовали одновременно, но с 1801 г. окончательно утвердилось новое – Проскуров, которое было созвучно слову “проскура” – так украинцы именуют хлебец, который употребляется в христианских обрядах.

На протяжении многих веков пойма реки Южный Буг, на берегу которой расположилось поселение, представляла собой заболоченную местность. Река Плоская при впадении в Буг имела "безымянный" рукав, благодаря которому образовался естественный остров. Именно на этом острове (в некоторых источниках он назван - Кемпа, т.е. "лесистый островок") в XV в. возникло поселение Плоскиров , именно здесь началась застройка старого города и впоследствии был возведен деревянный замок.

Первое свидетельство о существовании плоскировского замка встречается в люстрации 1565 года. Замок защищал не только поселения, но и путь, ведущий из Каменца на Волынь и пересекал Буг в районе Плоскирова. На месте пересечения с рекой была насыпана дамба и построен мост с шлюзами, благодаря чему получили две выгоды: первая - была установлена ​​бесперебойная переправа через реку, вторая - с помощью дамбы было образовано водохранилище, которое затопило окрестные болота.

Плоскиров стал разрастаться и в XVI в. вышел за пределы острова - на повышенном суше у плотины началась активная застройка городка, а часть Каменецкой дороги стала его главной улицей. Обе части Плоскирова - островную и суходольные - соединяла улица и длинный мост. Исторически так сложилось, что в городке на суше поселились преимущественно евреи, а остров застраивали поляки.

Когда-то улица Примакова начиналась от однго из самых красивых сооружений нашего города - костела Святой Анны. Он был построен на острове, возникшем на месте слияния реки Плоской и реки Южного Буга. Этот географический объект показан на двух древнейших из известных планов Проскурова, составленных уездным землемером Дятловым 8 октября 1800 и подольским губернским землемером Экстер, который с 1801 по 1806 гг работал над географическим, гидрографическим, топографическим и экономическим описанием Подольской губернии.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Рисунок Проскурова с островом Кемп

На планах также была указана польское название острова - Кемп. В этом месте поселились польские переселенцы, которые были здесь посажены в конце XVII века. польским коронным гетманом М. Замойским. Произошло это после того, как в 1699 г. турки оставили Подолье и Плоскиров и окружающие земли вернулись во владение господ Замойских. Плоскировское староство оказалось полностью опустошенным, в связи с чем Замойские переселили сюда крестьян из польской Мазовии и мазурского Поозерья.

По преданию, значительная часть польских переселенцев получили землю на запад от Плоскирова на прежних гречневой полях, от чего их поселение получило название Гречаная, впоследствии село Гречаны. Так в Плоскирове и окрестных селах появились так называемые мазуры, потомки которых составили основу настоящего католического населения города и построили на месте старого замка-крепости небольшой деревянный римо-католический костел.

В 1801-1804 гг на месте деревянного костела на средства летичевского землевладельца Мацея (Матвея) Журовского (поляка, римо-католика) построен красивый каменный храм св. Анны.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Фото конца XIX века

После этого события, по свидетельству историка М.Орловського, для более удобного сообщения между островом и "материковой" частью города была насыпана земляная плотина - вместо длинного моста, существовавшего ранее, именно этот мост показано на планах Дятлова и Экстера.

В начале ХХ в. костел Святой Анны перестроили, сделав его еще более величественным. Для строения использованы кирпичи с потолка приходского костела в Проскурове, поскольку там была двойной потолок, и оказалось, что он слишком тяжел для фундаментов, то был разобран.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Фото начала ХХ века

В 1861 году во время польского восстания в Проскурове на богослужении священник Балецкий предложил прихожанам пройтись по улицам города к кладбищу, чтобы отслужить панихиду в честь погибших героев польского освободительного движения. Однако ксенз был арестован, а верующим приказано было разойтись по домам.

В 1862 году по данным полиции, духовенство в Подольской губернии провело 15 манифестаций. С патриотическими речами перед верующими выступили законоучитель Немировской гимназии ксенз Кучеревский и ксенз Проскуровского костела Балецкий. Оба по приговору суда от 4 января 1864 года были отправлены под строгий надзор в Каменецкий кармелитский монастырь.

Но после того как 11 мая 1863 года после окончания литургии в армянском костеле Каменца они начали петь польские патриотические песни, ксензов вторично арестовали и по постановлению военно-следственной комиссии сослали в Костромскую губернию.

В исторических документах есть упоминание, что в 1909 году Каменецкий костел св.Петра и Павла из каплицы Непорочного зачатия передал икону этого же названия, рисованную Претлем в костел Проскурова.

Постепенно рукав реки Буг, как и основное русло реки Плоской, заросли, обмелели и сузились, и в конце 50-х годов ХХ века рукав был взят в коллектор, а русло засыпано. И остров исчез с карты города. Однако факт возникновения в этой части города первого поселения, определил историческое название местности - Старый Город. Это название вошло в употребление еще в XVII-XVIII вв.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Фотография конца 20-х годов. Район Старого базара, на заднем плане костел святой Анны

Отрывок из книги Михаила Якимович Орловского (1807-1887) «Историческое описание уездного города Проскуров Подольской губернии»

Город Проскуров, окруженный холмами, стоит на низменном, топком месте при реке Буг с северной стороны, а с западной при р. Плоской, впадающей в Буг. Весной и осенью грязь в городе бывает непроходимая. Поэтому жители с 1830 года начали строиться на южной возвышенности города, и туда перенесены все присутственные места. Вид на город особенно хорош из за реки Буга с возвышений деревни Заречья; через Проскуров идет почтовая дорога из г. Каменца в г. Житомир и Киев; он находится в 87 верстном расстоянии от губернского г. Каменца.

Некогда здесь была крепость с западной стороны города на укрепленном природой со всех сторон острове, который с восточной стороны от города обтекает безыменный ручей на довольно далеком расстоянии, а с западной стороны река Плоская с обширными вязкими болотами. Теперь не осталось и следов от замка, исключая земляных насыпей. Когда замок построен был и кем, неизвестно; вероятнее всего, в то время, когда татары часто опустошали Подолье, начиная с XIII по XVIII века.

Теперь на этом месте стоит каменный римско-католический костел, построенный помещиком Летичевского уезда Матвеем Журавским. Сюда из города через топкое место безыменного ручья, для удобного сообщения с костелом проведена земляная плотина. Так исчезла память и следы бывших укреплений г. Проскурова. Забыты и строители их, думавшие этими укреплениями навсегда обессмертить свое имя.

Православные жители в городе Проскурове составляют едва третью часть против католиков-мещан: эти мещане, потомки переселенцев из Польского Мазовецкого воеводства, водворены здесь еще в конце второй половины ХVII века польским коронным гетманом Мартином Замойским; они подарены были ему королем Стефаном Баторием за заслуги отечеству: тем же гетманом, с восточной стороны на четверть версты от города заселены были ими деревня Заречье, а с западной деревня Гречаны, и там же на пяти верстном расстоянии деревни: Шаравечка и Мацьковцы.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

В этих деревнях, как и в Проскурове, они доселе не изменили своего природного типа, не смотря на то, что столь долгое время живут между малороссами; резко отличаются от малороссов в общежитии, характере и одежде. Они носят одежду велико-польскую, как мужчины, так и женщины; говорят исковерканным польским языком, т. е. мазовецким наречием; волосы у мужчин и женщин вообще светло русые, лицом худощавы, глаза серые. Это настоящий тип польских мазуров: их в нашей стороне и называют мазурами. Они привержены до фанатизма к католицизму, и посему не только не сродняются, но даже имеют какое-то не расположение к православным жителям.

По переписи населения 1897 года количество жителей Проскурова составляло 22 915 человек, из них 13 783 мужчин и 9 132 женщин.. По данным 1896 г., православные составляли 29,8%, католики 30,1%, евреи 39,5%, лица других исповеданий 0,6% от общего числа жителей.

То есть поляков в Проскурове проживало на то время около 6 600 человек около трети населения.Население Проскурова в 1939 году составляло 37 481 человек , из которых было украинцев - 16 536, евреев - 14 518, россиян - 3042, поляков - 2921, других народностей – 464. За сорок лет количество населения Проскурова увеличилось на 42 тысячи человек, а количество поляков сократилось до 3-х тысяч человек и уже составляло уже около 8 %.

Основной вклад в укрепление польской общины в начале ХХ века внес ксенз Казимеж Нозалевский, работавший в Проскуровском приходе в течение 17 лет, с 1905 года по 1922 год.

В 1909 году, он пригласил в Проскуров начальника общей конгрегации Дочерей Священного Сердца Марию Паулу Малек, которая основала при костеле школу на 45 девочек и магазин.

В школе, в которой изучение польского языка для 20 девочек и интернов.В 1908-1910 гг костел святой Анны был перестроен. Приход был 12 500 верующих. С 1916 года отец Нозалевский входил в Центрального совет польских школ в Подолии. Участвовал в создании польской школы в Проскурове и всей сети сельских школ в окрестностях.

Он широко занимался благотворительностью. В 1918 году он служил генеральным викарием возрожденной Каменецкой епархии. Он был дважды арестован и его угрожали расстрелять большевики. Только решительное вмешательство прихожан спасло ему жизнь. В 1920 году вместе с отступающими польскими войсками уехал в Польшу. После этого работал в различных приходах священником.


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

Костел святой Анны 20-е годы

Последний пастырь костела Святой Анны

Квасневский Сигизмунд Карлович родился 30 марта 1877 года, в городе Тараща Киевской губернии, в семье поляков–мещан. Имел двух родных сестёр. Старшую сестру звали Станислава Квасневская, 1847 года рождения домохозяйка. Младшую Юзэфа Квасневская, 1891 года рождения, учительница. Обе сестры к тому времени проживали в Польше.

Сигизмунд Карлович окончил классическую гимназию в городе Немиров. После того учился на медицинском факультете Киевского университета святого Владимира, в 1901 году на 3 курсе был отчислен за политическую деятельностью. После этого работал домашним учителем детей богатых родителей. В 1909 году закончил Житомирскую духовную семинарию и был возведён в сан священника.

Работал в храмах Киева, Брацлава и Проскурова. В мае 1912 года был награждён орденом св. Анны. В июне 1920 года выехал в Польшу вместе с отступавшей польской армией. Осенью 1920 года Квасневский вернулся на Советскую Украину, приехал в Проскуров и поселился на улице Старый Базар № 1 (сейчас улица Шестакова), в доме, где раньше жил священник Ян Мацейский. В Проскуровском приходе Квасневский был настоятелем. Вот что рассказывали о Квасневском прихожане Проскуровского прихода:

„Мессы Квасневский проводил на латинском языке, а проповедь говорил на польском. Месса была дважды в день: утром и вечером. И обязательно на каждой мессе была проповедь. Исповедовал Квасневский людей на польском языке. Общались тогда в храме люди между собой и со священником на польском языке”. Во время исповеди практически не было нравоучения, а было только отпущение грехов. Исповедальня была сверху накрыта чёрной тканью, и поэтому не было видно, кого священник Квасневский исповедует.

Квасневский любил навещать своих прихожан. Например, в Великую Субботу Квасневский ходил по домам прихожан и там детям раздавал конфеты. Для детишек это было настоящей радостью, поскольку вокруг царила большая нищета. Квасневский так же учил, что прихожане должны друг другу помогать. Так, например, Квасневский ругал прихожанина Антона Марцоня за то, что он, будучи сапожником, не сделал своей жене Розалии Марцонь какую–либо обувь, и она ходит босиком.

Работая в Проскурове, Сигизмунд Карлович был много раз арестован. Арестовывали его в 1920 году, 1923 году, 1924 году, 1926 году, 1927 году, 1928 и 1930 году. Например, в 1924 году Квасневский оказался под следствием, и обвинён был в эксплуатации мальчика. Но впоследствии был оправдан, поскольку мальчик оказался беспризорным и нашёл приют у священника.

В декабре 1926 года Квасневского арестовали сотрудники ГПУ. Причиной ареста было то, что, по мнению ГПУ, начиная с 1921 года, священник Квасневский, антисоветским настроенным полякам–католикам своего прихода, а так же совершенно неизвестным лицам, оказывал всяческое содействие в эмиграции за границу, выдавая удостоверения личности о „политической благонадёжности”, на предмет свободного проникновения в Польшу.

Кроме того по мнению следователей ГПУ Квасневский в Проскурове имел связь с некоторыми польскими шпионами, в частности братьями Шмидт Марьяном и Ясем, а так же Фуглевичем, Чебанским и другими. Священник Квасневский в инкриминируемом ему обвинении признал себя виновным, одновременно указал, что, оказывая вышеназванным лицам содействие, ему не было известно об их принадлежности к шпионской деятельности. В защиту Квасневского выступали местные прихожане.

Они писали письмо в Проскуровское Окружное Отделение Государственного Политического Управления и в особое совещание ГПУ УССР г. Харьков. В письме прихожане написали, что когда на сборе духовенства, собранного Исполкомом, по поводу изъятия советской властью церковных ценностей для голодающих, священник Квасневский первый выступил за оказание помощи и сам лично пожертвовал свою золотую медаль за успехи в науке, несколько серебряных монет, имеющих нумизматическую ценность, а так же серебряные рубли царской чеканки.

В письме так же говорилось, что священник Квасневский высокообразованный человек, он правдолюб, очень честный. Квасневский не занимается другими вопросами, кроме вопросов религиозно–нравственных.

Несмотря, на то, что Квасневский работал в больших приходах, кроме необходимой одежды и ре собственного имущества не имел. В конце письма прихожане просили отпустить священника Квасневского до суда на поруки. Ниже подписались 98 прихожан.

По крайней мере, девятнадцать прихожан, подписавшихся под письмом в защиту Квасневского, были расстреляны в начале 1938 года, а ещё семеро сосланы по обвинению в участии в «Повстанческой Организации Военной» (ПОВ), в шпионаже, а так же в участии в контрреволюционной организации „Ружанец”.

„Наилучшими”, по мнению ГПУ агентами дефензивы были, вероятно, 68–летняя Гаюр Розалия и восемь её коллег по организации „Ружанец”, приблизительно того же возраста и 70–летняя Агась и шесть человек вместе с нею. Судьба остальных 72 человек точно неизвестна.

В октябре 1927 года медицинское обследование сделанное советскими врачами показало, что у Квасневского диагноз: неврастения, невроз сердца, аортит. Находясь в тюрьме в 1927 году, Квасневский поставил подпись под „Письмом группы инициативного католического духовенства на Подолье”. Письмо было приурочено к 10 годовщине Октябрьской революции. А 4 января 1928 года это письмо было напечатано в газете „Вісті ВУЦВК”.

В середине 1928 года священник Квасневский был снова арестован и обвинён по статьям:

19–54, 19–80 и 113 Уголовного Кодекса УССР. Было ходатайство о применении к Квасневскому административной ссылки в одну из отдалённых северных местностей СССР, сроком на пять лет. Но лишь 2 марта 1930 года Сигизмунда Карловича после ареста отправили под усиленным конвоем в Киевское окружное ГПУ. В Киеве 27 июня 1930 года он был осуждён в групповом деле польской контрреволюционной шпионской организации на Правобережной Украине, и на основании статьей 54–4, 54–10 Уголовного Кодекса УССР на 5 лет условно с исправительным сроком 3 года, лишением прав на 3 года, и запретом на проживание на правобережной Украине в течение 5 лет.

После приговора Сигизмунд Квасневский выехал в Ростов–на–Дону, и там исполнял функции настоятеля. После окончания срока ссылки, в самом конце 1936 года, Квасневский приехал в Киев, где работал в приходах Святого Александра и Святого Николая. Но уже 3 июня 1937 года Квасневского арестовали и обвинили в контрреволюционной националистической работе, а так же в шпионаже.

Решением особого совещания при НКВД СССР 22 сентября 1937 года священника Квасневского Сигизмунда Карловича приговорили к расстрелу. А 25 сентября 1937 года в Киевской внутренней тюрьме приговор привели в исполнение. Похоронили Сигизмунда Карловича в Быкивнянскому лесу возле Киева. Реабилитировали его 31 марта 1989 года посмертно на основании статьи

№1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года: „О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40–х и начало 50–годов”.

Священник Квасневский Сигизмунд Карлович был главным духовным руководителем третьего светского ордена святого Франциска на Подолье. Он имел специальное разрешение от провинциала монахов францисканцев на управление третьим орденом и принятие в него новых членов. Роль духовных лиц сводилось практически к тому, что раз в месяц священник отправлял богослужения для них и оглашал проповедь. Кроме того, четыре раза в год он должен был иметь молитвенные встречи в храме со старшими этих братств. Священник Квасневский, будучи настоятелем Проскуровского прихода, утверждал, что в его приходе действовали два братства: братство Святого Розария, и братство святого Франциска (терциарии).

Розаревые круги, в общем, насчитывали около 2 000 членов, а терциарии около 750 членов. В отличие от розариевых кругов, терциарии объединялись в круги по месту жительства и не имели ограничения в количестве членов. Во главе каждого круга стоял ответственный, который непосредственно подчинялся настоятелю прихода. Каждый член общества должен был иметь специальный молитвенник „Часослов терциарский”, который издавался в Варшаве.

В селе Шаровечка, которое относилось к Проскуровскому приходу, во второй половине двадцатых годов ХХ века действовали 20 розариевых кругов и 175 терциариев. Именно они были главными инициаторами строительства часовни в этом селе. А в приходах Деражнянском, Михалпольском, Новосёлковском, которые обслуживал священник Станислав Ганский, в обществе терциариев и розариевых кругах было более 1000 человек. В приходе Чёрного Острова в каждом селе, относящемся к приходу, была своя группа терциариев. Пиотровский Тит Михайлович на допросе по делу священника этого прихода заявил, что кружки терциариев в их приходе существуют с давних пор. В каждом из них было не менее 35 человек.

Советская власть старалась любыми средствами уничтожать религиозные общества, видя в них центры духовного сопротивления политике властей. Несмотря на сильнейшее преследование, большевикам не удалось полностью уничтожить церковные общества. Так в одном из докладов в партийный комитет говорилось, что в 1933 году в польском селе Шаровечка религиозность жителей всё ещё очень высокая. Автор доклада утверждал, что здесь существовали тайные религиозные общества.

В докладе говорилось также и о том, что по всему Проскуровскому району распространено так называемое „католическое сектантство”: терциарство, розарии и другие. Местная власть трактовала различные католические религиозные общества как секты. В одном анонимном письме, религиозные католические общества характеризуются как очень замкнутые небезопасные.

Автор письма говорит о том, что эта группа людей стоит в стороне от политической жизни общества, живёт своей жизнью. Часто собираясь на поминках, члены таких обществ „часами стоят на коленях, бьют поклоны, а затем ужинают и разговаривают о теперешней жизни. Такой настрой идёт, наверное, из костёла и его хитрых старых служек в шовинистическом духе”. Отсюда, по мнению автора, может идти опасность.

Часто подобные религиозные общества подвергались яростным нападкам со стороны представителей советской власти. Так в 1928 году в селе Гречаны Проскуровского прихода сгорела семиклассная школа. На это событие обратила внимание не только местная власть. Об этом узнали даже в Москве. Польские коммунисты Украины получили из Москвы письмо с конкретными распоряжениями о том, как они должны действовать в этой ситуации. Письмо было подписано высшим руководством страны.

В письме утверждалось, что школу поджёг „кулацкий и клерикальный элемент”. Именно поэтому, по их мнению, подобное происшествие надо использовать с тем, чтобы показать польским рабочим массам, чем реально занимаются терциарии. Советская пропаганда неустанно твердила, что они проводят контрреволюционную деятельность, призывают людей образовывать религиозные общества, направляющие свою деятельность против советской власти.

Коммунистическим лидерам была не по душе религиозность „мазурских” сёл. Их не на шутку тревожил очень большой авторитет священников среди прихожан, а так же рост количества религиозных обществ. По партийным данным, в то время в Проскурове действовали 20 розариевых кругов, а так же терциарские круги, насчитывавшие около 370 членов. Именно поэтому столь ненавистным был для проскуровской партийной верхушки настоятель Проскуровского прихода Сигизмунд Квасневский.

Стоит ли удивляться, что вскоре в прессе появились статьи, в которых в поджоге школы обвиняли кулаков и терциариев. Именно они, по мнению советской власти, наняли одного из местных жителей хулигана и авантюриста для поджога учебного заведения. Во время пожара он устроил антисоветскую демонстрацию. Сначала местная власть хотела провести открытый судебный процесс, обвиняя терциариев. Но со временем от этой идеи отказались, считая её крайне опасной и такой, что может иметь непредсказуемые последствия. Обвинения оказались слишком слабыми и плохо аргументированными, многие обвинения в процессе следствия, сразу отпадали. Было очевидно, что это дело „шито белыми нитками”. До открытого процесса дело так и не дошло. Всё закончилось „тихой” отправкой местных активистов религиозных общин в лагеря.

Во время одного из многочисленных допросов Сигизмунд Квасневский говорил, что в селе Гречанах собираются остатки религиозных обществ, в доме Викты Совы. После молитвы они беседуют о тяжёлых условиях жизни и возможных перспективах высылки в Казахстан.

Подобные разговоры и пессимистические настроения велись, очевидно, не только среди жителей Проскурова, Гречан, но и во множестве других населённых пунктов, где жило много поляков–католиков.Прощальная служба в костеле святой Анны

(Воспоминания Софии Окинской-Павловской жительницы города)

Той зимой арестовали ксендза Квасьневского, пастыря костела святой Анны в Проскурове. Это был очень смелый священник, часто публично молился за упокой душ семьи Маевского и других жертв. В своих речах он откровенно осуждал насилие и беззаконие. В то время очень частыми были обыски, они происходили также в костеле: изымались книги, разворовывалось имущество, унижалась достоинство ксендза.

Нередко он провозглашал проповеди с припухшим в синяках лицом, с забинтованными руками. Прихожане советовали ему бежать в Польшу. Збруч был очень близко, а на той стороне реки - уже другой мир. Однако священник не хотел даже слышать об этом.

"Добрый пастырь, - говорил он, - не может оставить своей паствы". И ксендз остался с народом до конца, утверждал, что не боится ничего.

Я с восторгом смотрела на отвагу этого человека. ее жертвенность в отношении к нам и идеи. Именно он, наш пастырь, показал пример сопротивления, потому что люди были полностью лишены этой возможности, страх перед страданием и смертью преобладали их чувство собственного достоинства. Такая позиция и поведение ксендза добавляли народа силы К нему обращали мы свои сердца и мысли, только в костеле чувствовали себя в безопасности.

Не обращая внимания на запрет властей и бдительность ее агентов, мы ходили на занятия по религии. Весь 1931 год продолжалась подготовка к святому причастию. Подвергаясь опасности, мы начали первую исповедь и причастие. Все это проходило тайно в закрытом костеле. Поздно вечером в ризнице при слабом огоньке свечи происходила торжество, наше первое в жизни святое причастие.

Девушки не были одетыми в белые платья и венков на головах не было, ребята также были в ежедневном одежды: темном и сером, как поздний осенний вечер, даже небо нам способствовало: на нем не было ни луны, ни звезд. Однако мое сердце переполнялось возвышенным чувством. Я чувствовала радость от того, что нам удалось, тайные агенты не разоблачили нас. С уверенностью можно сказать, что они сидели где-то в укромном месте и угощались водкой, которая придавала им храбрости

Той же темной заплаканной осени произошло то, чего мы больше всего боялись: ксендз Квасьневского был арестован. Мы чувствовали так, будто нам изувечили сердце и душу. Община делала все, чтобы его освободить: писали петиции с огромным количеством подписей, обращались с многочисленными просьбами, однако ксендза не отпускали. Удалось лишь упросить их, чтобы он произнес прощальную проповедь ...

В тот день были сильный мороз и метель. Человеческая толпа из города и сел потоком шла в костел. Мороза не чувствовалось, потому что храм мы обогревали собственным дыханием. Молясь и распевая, мы ожидали начала службы. Огромные толпы людей заполнили площадь перед костелом, потому что внутри уже не было свободного места. Солнце поднялось высоко над горизонтом, наступила обеденный час, а мы все еще продолжали ждать. Вдруг лучи чудесным образом осветил человек молились во внутренней части костела. Картины на стенах: Господь Иисус, Богоматерь, св. Анна - патронка костела, излучали золотистый блеск зимнего солнца. Неожиданно молитвенное пение прервался и раздался громкий шепот. Из всех уст одновременно вырвалось: ксендз! Он худой, бледный, с впалыми щеками, завязанным глазом, шатаясь, медленно шел по проходу костела. Через мгновение началась Святая служба. Каждое движение ксендза сопровождал звон кандалов, в которые он был закован. Наряд свободно висела на его исхудалом теле ...

Что я тогда пережила, не могу описать. Я не могла даже плакать. Во рту пересохло так, что я не могла вымолвить ни слова. По моим щекам и людей текли слезы, но костел, несмотря на это, гремел пением и молитвами. Стояла онемело, задумываясь над тем, Бог все это видит и слышит, дойдут до него наши просьбы? Праздник службы очень быстро закончилась, не было проповеди, которую мы так долго ждали, не получили мы и святого причастия. Деспоты в униформах, которые стояли по обе стороны алтаря, отвели ксендза в ризницу Все это было сделано мгновенно. "Товарищи" нас боялись и были на то причины. Началась суматоха. Возмущенные люди пытались освободить ксендза из рук палачей, в ту же минуту начали действовать шпики и агенты, которые находились среди нас.

Началась борьба. Пошли в движение рукоятки револьверов, дубинки и плети. Вокруг костела также началась неравная борьба не на жизнь, а на смерть. Солдаты верхом въехали в толпу людей, которые стояли на коленях и молились. Топтали беззащитных ... Вместо пения слышно крики женщин, крик детей и выстрелы ружей. В то же время ксендза в спешке запихнули в автомобиль и повезли.

Эта печальное и трагическое торжество было нашей последней встречей со священником. Весной 1932 года разошлась молва, что Польша выкупила его в СССР за большие деньги. Думаю, что немногие верили в это. Некоторое время спустя из костела было вынесены все святые иконы и внутреннее убранство. Впоследствии с целью предотвращения собраний верующих площадь у костела был огражден колючей проволокой. Мы остались одинокими и мир о нас ничего не знал.

А однажды ночью раздался страшный шум от взрыва. Это власть взорвала костел. От него остались только большая воронка и руины, которые торчали, как возвышенные руки, умоляя мести небес. Несмотря на то, что у нас не было священника и храма, мы и в дальнейшем собираясь, становились на колени вокруг развалин и молились. В том месте, где находился алтарь, кто-то поставил большой деревянный крест. Он стоял там в течение суток, а следующей - кто-то ставил новый ...

Они нас не победили, не смогли преодолеть ту Веру, Надежду и Любовь, которые посеял в наших душах ксендз Квасьневский, пастырь костела святой Анны в Проскурове. Мы и наши потомки должны знать, помнить и свято оберегать память об этой замечательной человека, вынесшего тяжелые пытки ради нас и не изменил веры

В 1936 году костел закрыли и начали разбирать, а в 1938 г. то, что осталось, взорвали взрывчаткой.

Дополнение

...под лозунгом "Колокола с костелов и церквей на индустриализацию страны" начались массовые снятия колоколов. Союз Воинствующих Безбожников организовал рабочее движение для снятия колоколов. Советская власть так аргументировала свои действия :

1.Колокола являются символом контрреволюции и могут служить набатом для сбора людей для контрреволюционных действий против советской власти.

2.Колокола мешают рабочим отдыхать.

3.Переплавленые колокола могут дать 2 миллиона пудов меди, или 30 миллионов рублей.

Многие колокола являлись образцами литейного искусства, поэтому их продавали в Германию. После принятия плана о ликвидации всех колоколов в начале тридцатых годов ХХ века было запрещено использовать любые колокола. Создавались специальные районные сводки о наличии колоколов в молитвенных зданиях. Так по проскуровскому району за 1934 год в 38 населенных пунктах насчитывалось около 90 церковных колоколов и пять костельных- в Черном Острове один, в Николаеве один и в Проскурове три.

Но уже в 1935 году костельные колокола остались только в Проскурове. И в конце 1935 года при разборке проскуровского костела было снято три бронзовых колокола общим весом 8 пудов.

Интересно еще раз вспомнить историю Проскуровского костела. Построенное в начале ХХ века здание было добротным и являлось архитектурным украшением города.

Архивные данные свидетельствуют, что не смотря на то, что священника у прихода уже не было, в 1934 году костел был действующим и сюда постоянно приходили 50 человек: 38 мужчин и 12 женщин. После того как в 1935 году сняли колокола храм и приход еще функционировали.

Более того, председателя религиозной общины храма Гаюра Лаврентия Ивановича оштрафовали за то, что он не подал денежные отчеты за первое полугодие 1935 года на сумму 50 рублей.

Не смотря на то что имущество храма постоянно национализировали и описывали приход на 27 июня 1935 года имел задолженность на сумму 1515 рублей. Естественно община прихожан не смогла выплатить эту задолженность.

21 января 1936 года костел закрыли постановлением ЦИК УССР. Вскоре его начали разбирать-сняли с крыши оцинкованное железо, конфисковали архивные материалы 43 книги записей начиная с 1861 года (книги хранятся в Областном архиве города Хмельницкого) и прочее.

Только цветных металлов взятых при разборке насчитывалось 1825 килограммов на сумму 914 рублей 87 копеек.

Перед началом разборки крыши Проскуровского костела рабочие сбивали все статуи на крыше. Один из них залез на крышу с молотом и сбил центральную большую фигуру св.Марии.

Статуя упала с высоты на землю, дивным образом уцелев. И только нижняя часть статуи, на уровне колен, отлетела в сторону. Перед взорами потрясенных людей стояла Мария со сложенными в молитве руками, направленными в сторону неба, но только не в полный рост, а на коленях, так по крайней мере казалось напуганным людям. Все присутствующие громко плакали...

Хмельницкий областной архив Фонд Р-1211,опись 3,дело № 15

Информационные отчеты уполномоченного по делам культов по Каменец-Подольской области

Документ № 1.

Витяг з протоколу засідання президії проскурівської міськради від 5.06.1936 р.

II. Слухали

Акт відділу культів з 25.5.1936 р. про передачу 95 кг. червоної міді з купола розбираємого костьолу для ремонта дизелів электростанції.

II. Ухвалили

Санкціонувати розпорядження Голови Міськради про відпущення 95 кг. червоної міді з купола розбираємого костьолу для ремонта дизелів Єлектростанції

Орігинал з належним підписали

Керсправами                  Сірота

Документ № 2.

№1-51     21.5.1936

Не подлежит оглашению

Комитету искусства при СНК СССР

Управлению искусства при СНК УССР

Уполномоченному наркомвнешторга УССР

В распоряжении Проскуровского горфинотдела имеется один орган изъятый из закрытого костела фирмы В.Ф. Вольско и Ко Люденгедург,1913 г. № 1748,новый,возможно годный для игры.

В условиях Проскурова покупателей на орган найти невозможно,просим рекомендовать нам покупателей.

Зав.горфинотделом       Михальский

Документ №3.

Акт

1936 р. червня 19 дня м.Проскурів

Ми,референт культів Проскурівської МР Рабинович М.С. та інспектор держприбутків

МФВ Гловацький М.Г. за участю ювеліра гр. м.Проскурова Вардаех И.Д. цього числа перевірила метали,які були знайдені на чердаку Проскурівського костьола в кількості 25 штук різних виробів та розмірів.

При перевірці виявлено низькоробне срібло в кількості 6 штук вагою 800 грамм та 84 проби 6 шт. вагою 560 грам,останні 13 штук виробів встановлено мідного металу.

Про що складено сучасного акту в двох примірниках.

Референт культів МР           Рабинович

   Інспектор Д/П МФВ                         Гловацький

Документ № 4.

Від референта культів Рабиновича

Як Вам відомо,мені необхідно в терміновому порядку забрати майно від костьла та 9-ти сел. церков яких вже давно зачинені згідно постанови ЦВК УССР.

Прошу Вашого розпорядження про надання відділу культів частину деревянного магазину госодарчмх товарів МР,розмір якої буде 7 х %,35 кв.мметрів що забеспечить схоронення цінних речей.

По заяві тов. Вахіна останній згоджується на це але до уборки врожаю.

Рабіновіч

Документ № 5.

До міскфінвідділу                             Тут

При цьому надсилаю акт прийомки Уповноваженним Київської обласної філії Держтресту "Цветмедком" кольорового металу від костьолу в кількості 1825 кг. на суму 914 крб.87 коп.

Розрахунковий рахунок тресту Київ-Банк № 40020   ( написано карандашом "Затребуйте оплату")

Одноразово затребуйте від Директора Єлектроорганізації оплату за виданих йому 95 кг. червоної міді по існуючим цінам.

Референт культів МР               Рабіновіч

(далее написано ручкой)

1. Медь красная               1500 кг.                 727 р. 50 коп.

2. бронза                             300 кг.                   177 р.

3. Латунь                              25 кг.                     20 р. 37 коп.

------------------------------------------------------------------------------

Всего                                 1825 кг.                 914 р. 87 коп.

Электростанция медь кр. 95 кг.

Документ № 6.

№1-51   31.5.36

Начальнику будконтори тов   Петраківському                             Тут

Пропоную видати інспектору культів Міськради тов Рабіновічу всі кольорові метали,вилучені при разборке костьолу.До кольорового металу відноситься мідь,бронза,цинк,олово та інше,для передачи "Цветметалу" згідно положення.

Голова міськради       Зеленков


Легенда о Проскуровском костеле.Леонид  Западенко

На этом месте стоял Проскуровский костел святой Анны. Уже тринадцать лет стоит камень.Камень молчит....ведь он как застывшие слезы. Он молчит о боли человеческих душ, которую не поняли... Сколько камней на Земле? Сколько боли вынесла каждая душа? Но не каждая вытерпела, проливаясь слезами и оставляя следы в виде камней...

Декабрь 2013 года   г.Хмельницкий


Комментарии

budiak - Доброго дня! Дуже дякую за статтю! Хотыв би перекласти на польську та видати. Як можна з вами звязатись?
Чт, 27 июля 2017, 21:23:03 Ответить

Ольга - Добрый день! Хотела бы узнать вот о чём: в каком году было закрыто приходское католическое кладбище--то, которое было возле костёла, разрушенного в тридцатые годы? И существует ли где-либо план захоронений католического кладбища ( Каменецкого ) по секторам и годам? Узнавала в Архиве, сказали, что у них нет.
Вс, 08 февр. 2015, 00:24:43 Ответить

bibliofam - посмотрите здесь http://www.sandronic.ru/e/3170966-gorod-nachinaetsya-s-vokzala-chast-chetvyortaya
Пн, 26 янв. 2015, 14:28:13 Ответить

Ольга - Леонид, здравствуйте! Напишите, пожалуйста, что Вам известно о Проскуровской женской гимназии.
Пн, 26 янв. 2015, 00:21:44 Ответить

bibliofam - ....я тоже так думал,но фотография дороги на "старый базар" показывает что костел стоял в стороне...да и при строительстве фундамента школы № 1 фундамент костела не был найден....
Сб, 01 февр. 2014, 13:16:42 Ответить

ЛЕНА - Говорят костел стоял на теретории школы 1 не там где камень так говрила моя бабушка мама ивсе соседи я живу в пер Ломанны что за школой 1 иговорят что здание во дворе школы относиться к костелу
Ср, 29 янв. 2014, 02:37:32 Ответить

Виталий Кабашнюк - Леонид, большое спасибо за проделанную работу.Сопоставлю со своим архивом. Если будет что-то новое, то дополню.
Вс, 19 янв. 2014, 23:11:31 Ответить

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:




Вернуться в раздел Леонид Западенко

Translation of page
Рассылка Sandronic
Поиск по сайту
Посетители Сайта
Sandronic предпочитает
Gorg и Twitter
Статус в Skype
Gorg. Сертификат.
Счетчик любви Google
Tales from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Tales from Gorg
Реклама на сайтеРеклама на сайте Sandronic.ru Sandronic.ru- Персональный сайт. Интересные публикации на различные темы. Интервью с интересными собеседниками.Прекрасная библиотека....
Открыть раздел Реклама на сайте
Внимание!!! Конкурс!!!Дорогие Друзья. Было очень большое желание сделать на сайте раздел, где можно было бы проверить свою эрудицию, знания, интеллект... Первая попытка к сожаления не увенчалась успехом....

Открыть раздел Внимание!!! Конкурс!!!
Подборка  софта  от Gorga В сети можно найти очень много программ на любой вкус. Нет смысла из этого раздела устраивать свалку софта. Буду выкладывать только то, с чем сам сталкивался....
Открыть раздел Подборка софта от Gorga
Gorg.Библиотека. Идея создать нечто похожее на библиотеку была давно. Вернее создать то место, где можно будет скачать и почитать интересные книги. А тут получил письмо от Леонида....

Открыть раздел Gorg.Библиотека.
Как выжить в экстремальных условиях. Огонь, еда, вода и крыша над головой…Почему книга? Почему на такую тему? Всё очень просто. В былые времена вполне справедливо считалось, что книга, это лучший подарок....
Открыть раздел Как выжить в экстремальных условиях. Огонь, еда, вода и крыша над головой…
УчебникиВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Учебники
СтихиВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Стихи
Gorg.Фильмотека…Идея создать нечто подобное зародилась давно. Как то захотел найти фильм…Да, они есть, и скачать конечно же не проблема. Но сколько страниц пришлось просмотреть....

Открыть раздел Gorg.Фильмотека
Дмитрий  Халезов…Начав Беседу с Дмитрием Халезовым, и не мог предположить, что она далеко выйдет за рамки обычного разговора. Эрудиция, знания, свой неповторимый стиль подачи информации....

Открыть раздел Дмитрий Халезов
Константин ЧекмарёвВсемирная паутина, при всех своих минусах и плюсах обладает одним очень необходимым для людей качеством....

Открыть раздел Константин Чекмарёв
Леонид  Западенко...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно....

Открыть раздел Леонид Западенко
Яна ЧерничкинаЧто я успела сделать в жизни Полюбить жизнь +; Не спать всю ночь +; Съездить на море +; От избытка чувств обнять человека +; Выростить кактус +; Потерять телефон +; Гулять под дождём...

Открыть раздел Яна Черничкина
Гостевая книга Здравствуйте! Спасибо, что решили оставить запись в Гостевой Книге. Всё, что пишу и делаю на сайте, делаю для вас....
Открыть раздел Гостевая книга
Tales from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Tales from Gorg
Dishes from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...

Открыть раздел Dishes from Gorg
Interesting articlesВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Interesting articles
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Карта сайта
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Правила комментирования на сайте SANDRONIC.RU
Реклама на сайтеРеклама на сайте Sandronic.ru Sandronic.ru- Персональный сайт. Интересные публикации на различные темы. Интервью с интересными собеседниками.Прекрасная библиотека....
Открыть раздел Реклама на сайте