Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
ГАЛИЛЕЙ
Галилео Галилеи был жертвой католической церкви.
Если верить такому солидному историку, как Герхард Праузе, великий Галилей (1564-1642) вовсе не был жертвой католической церкви, каковой его часто пытаются представить. Его пикировка с инквизицией была скорее чем-то вроде фехтования, да и власяница мученика к Галилею никак не подходит.
В отличие от Джордано Бруно, который сгорел на костре несколькими десятками лет раньше, Галилей всегда был на дружеской ноге с церковными и светскими властями. Хотя в своей энциклике 1979 года папа Иоанн Павел II отметил, что Галилей сильно пострадал от церкви, надо признать, что его злейшими врагами были отнюдь не монахи, а коллеги - университетские профессора. Именно из-за боязни послужить мишенью для насмешек Галилей лишь после 50 лет отважился поддержать идеи Коперника.
Когда он открыл спутники Юпитера, его коллеги-физики напрочь отказались признать это и взглянуть в телескоп, руководствуясь принципом "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Вообще для большинства ученых XVII века эксперименты и наблюдения над живой природой представлялись излишней потерей времени.
Именно церковь относилась с большой терпимостью к тосканскому профессору: папа пригласил его на аудиенцию, иезуиты отмечали его научные заслуги и отважились взглянуть в телескоп, в отличие от научной братии.
Церковь перестала терпеть выходки Галилея не тогда, когда он опроверг картину мира по Птолемею, а лишь после того, как он стал утверждать, что единственно верной теорией является его собственный гелиоцентризм (кстати сказать, благодаря Эйнштейну мы знаем, что он был не прав). Можно относиться к этому как к рабочей гипотезе, но как к истине в последней инстанции - увольте.
И церковь отреагировала декретом, согласно которому учение о движении Земли было объявлено ложным и противоречащим Святому Писанию. Однако Галилею лично это ничем не грозило: его книги не были запрещены, он оставался приятелем как светских, так и духовных власть предержащих. Если бы он не стал упорствовать в утверждении своих постулатов, не последовало бы знаменитое приглашение Галилея инквизицией в Рим.
Поводом послужил выход новой книги Галилея, где он вновь говорил о "конечной истине". Он должен был явиться в Рим в октябре 1632 года, но из-за болезни приехал лишь в феврале следующего года. Здесь он жил как гость флорентийского посла на вилле Медичи, а когда происходило то знаменитое следствие инквизиции - с 12 апреля по 22 июня 1633 года, - в трехкомнатных апартаментах в Ватикане, со слугой и видом на фруктовый сад.
О каком-либо заточении или, Боже упаси, пытках и речи не было. Галилею, как и многим гениальным людям, вообще, было трудно принимать всерьез туповатых современников. И во время процесса он полагал, что как только он прояснит некоторые малопонятные для недалеких кардиналов места из своей книги, он сможет отправиться домой.
Лишь когда отнюдь не глупые инквизиторы объяснили ему, что речь идет не о научных аргументах, а об абсолютной истине, Галилей запаниковал. Возможно, он вспомнил Джордано Бруно, возможно, просто захотел прожить в покое остаток дней. Во всяком случае, известно одно - он вдруг без особого нажима сразу и напрочь отказался от своего учения.
Ему поставили в упрек непокорность, а в качестве епитимьи Галилей должен был в течение трех лет каждую неделю семь раз петь псалмы. После процесса Галилей гостил еще несколько лет у великого герцога Тосканского, потом у архиепископа Сиенны, а потом в маленькой деревушке Арцетри недалеко от Флоренции. Всюду он спокойно продолжал свои научные занятия.
ГАМБУРГЕРЫ
Американцы уверены, что название "гамбургер" происходит от слова "хэм" ("ветчина"),так же, как "чизбургер" от "чиз" (сыр), а "фишбургер" от "фиш" (рыба). На самом деле слово" гамбургер" происходит от названия города Гамбург.
Вначале это было обычное рубленое мясо, которое некогда принесли в Европу и в Россию татары (они мелко крошили мясо, иначе было трудно прожевать жесткую говядину от скота, бегавшего по степным просторам). Такой способ приготовления мяса принесли с собой немецкие переселенцы в Америку. Не забудем, что очень многие корабли отплывали именно из Гамбурга. Прожаренное рубленое мясо клали между половинками надрезанной булочки - наверное, чтобы обойтись без столовых приборов. Такие булочки с мелко нарезанным мясом продавались на всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе под названием "Гамбург", затем к нему прибавили суффикс "ер".
ГАМЕЛЬН
Дудочник из Гамельна - историческая фигура.
На самом деле не существовало мальчика из Гамельна, который, играя на дудочке, увел за собой всех крыс в реку. Однако этот сказочный образ соткан из самых разных преданий. Известно, например, что однажды в какое-то из воскресений 1284 года много молодых людей (хроника упоминает 130 человек) вдруг собрались и ушли из Гамельна навсегда.
Но они не были детьми - это были, как мы уже сказали, молодые люди. Был и человек с дудочкой, только он не заманивал крыс, а вербовал людей, возможно, переселенцев в пустовавшие тогда восточные земли Германии. В частности, недалеко от города Брно в Моравии имеется деревня Хамлингов. Очень возможно, что именно туда отправились переселенцы. Кстати, самая древняя версия этой легенды говорит о юноше, пропавшем под звуки дудочки вместе с другими подростками, но отнюдь не о крысах.
Еще одно объяснение этой чрезвычайно распространенной в немецком фольклоре истории - два подлинных случая. В 1212 году в крестовый поход вместе с родителями-рыцарями отправилось много детей. В 1259 году во время битвы под Зедемюнде в бой против епископа Минденского были брошены и гамельнские дети. Их возглавлял капитан в яркой униформе.
В то же время нельзя забывать, что во всех легендах почему-то упоминается только одна дата, и это - 1284 год. Крыс добавили к этой истории уже потом, чтобы как-то объяснить исчезновение детей. Это не первый случай, когда на животных люди списывают свои собственные прегрешения.
Вернуться в раздел Мы ошибаемся думая...