Людвиг Фердинанд Клаусс (1892–1974) один из крупнейших расологов, главным трудом его жизни стала разработка теории «расовой души». Будучи блестящим востоковедом (книга «Арабская душа», 1939) он оказался надолго и незаслуженно забыт из-за связей с политическими структурами Третьего рейха. В публикуемой с сокращениями работе рассматриваются особенности психологии рас, повлиявших на становление современной Европейской культуры
Введение.
Вопрос о ценностях
Человек действия.
Нордическая раса
Человек внешних эффектов.
Средиземноморская раса
Человек откровения.
Пустынная раса
Человек избавления.
Переднеазиатская(алародийская, арменоидная) раса
Человек, уходящий в себя.
Восточная (альпийская) раса
Когда в историю вторгается что-то новое, оно сразу же встречает простое сопротивление. Так долго было с немецкой теорией расовой души в самой Германии. Такое же отношение она встречает сегодня и в остальном мире.
…Есть три заблуждения, с помощью которых каждый раз пытаются вбить клин между нами и нашими соседями. Во-первых, создается впечатление, будто немецкая расовая теория дает оценку каждой расе, как учитель ученикам, т. е. выстраивает расы по ранжиру, отводя первое место нордической расе. Отсюда само собой следует, что, например, средиземноморская раса должна удовлетвориться вторым или еще более низким местом.
Это в принципе неверно, хотя в Германии и других странах выходят книги и книжонки, которые утверждают подобное. Но расовая психология, которая, в конечном счете, одна лишь может судить о ценностях расовой души, с самого начала четко разъясняла, что каждая раса имеет высшую ценность в себе самой. Каждая раса носит в себе самой свою традицию и свой масштаб ценностей, которые нельзя измерять масштабом другой расы.
Противно здравому смыслу и ненаучно смотреть на средиземноморскую расу глазами нордической расы и оценивать ее по нордической шкале ценностей, равно как и наоборот. В практической жизни это постоянно случается и неизбежно, в науке же это совершенно нелогично. О ценности человеческой расы «объективно» мог бы судить лишь человек, стоящий над расами. Но такого человека нет: быть человеком значит быть расово обусловленным. Может быть, Бог знает, какие места занимают расы по рангу, мы не знаем …
Второе заблуждение…: с точки зрения немецкой науки одна раса якобы отличается от другой тем, что одна раса имеет одни качества, а другая другие. Например, нордическая раса якобы отличается способностью к различению, активностью, чувством ответственности, совестливостью, героизмом, а другие расы якобы этих качеств не имеют.
Не будем отрицать: во многих старых трудах по антропологии, в том числе и в немецких, можно встретить подобные непсихологические высказывания. Но пусть сапожник судит не выше сапога, навигацией пусть занимаются моряки, а психологическими законами психологи, а не анатомы.
Немецкая расовая психология ясно учит с 1921 года: расовое духовное начало не сводится к тем или иным качествам. Качества присущи отдельным людям одним одни, другим другие. Героизм, например, несомненно, присущ многим нордическим людям, но в равной мере и людям других рас. То же самое относится к активности, способности к различению и т. д. Расовое духовное начало заключается не в наличии тех или иных качеств, а в том, в каких действиях проявляются эти качества, если они присущи отдельному человеку.
Нордический и средиземноморский человек могут быть одинаково велики в своем героизме, но выглядеть они будут по-разному, так как действуют различным образом. Наивно соединять отдельные качества, которыми обладают отдельные представители определенной расы, например, нордической, и потом верить, что в обладании этими качествами заключается расовая сущность, это не намного умней, чем описывать ту же нордическую расу таким образом: у нее есть нос, рот, руки.
Несомненно, у нее есть все это и многое другое. Но и у других рас есть нос, рот, руки. Расы определяет не наличие тех или иных частей тела, а форма носа и рта, рук, манера движений. Человек средиземноморской расы движется иначе, чем нордический: он иначе шагает, иначе танцует, сопровождает свою речь иными жестами: любой, у кого есть глаза, не будет это оспаривать. Но кто задаст вопрос: какие движения, какие жесты выше средиземноморские или нордические Это бессмысленный вопрос.
У каждого свой стиль. Движения тела выражают состояние души. Это особенно заметно в игре мускулов лица и в жестах, которыми говорящий сопровождает свою речь. Почему жесты его рук именно такие, а не иные Потому что особенности его душевного состояния предписывают ему такие движения. Стиль душевных порывов определяет стиль телесных движений: и то, и другое составляет одно целое…